Требования, предъявляемые к банковской гарантии. Отказ от банковской гарантии О банковской гарантии 44 фз

Банковская гарантия 44-ФЗ (БГ) — это документ, подтверждающий согласие Гаранта выплатить определенную сумму Бенефициару, в случае уклонения от подписания контракта или ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по заключенному договору.

Для участия в государственных закупках любой потенциальный победитель тендера, помимо доказательства своей состоятельности путем обеспечения заявки, должен заранее подумать о том, каким образом он будет вносить обеспечение исполнения контракта, в случае победы в торгах.

Ввиду того, что обычно такие суммы являются довольно внушительными, многие компании предпочитают использовать банковскую гарантию на исполнение контракта.

Данный видеоблок является частью обучающего курса Госзаказ , который состоит из нескольких частей и раскрывает все нюансы участия в государственных закупках. Если Вы хотите начать успешно участвовать в торгах, то рекомендуем Вам пройти обучение, которое поможет начать ориентироваться на всех этапах тендера.

Понятия банковской гарантии

Бенефициар

Заказчик, в пользу которого выпускается гарантия на обеспечение исполнения контракта, и который получает возмещение в случае неисполнения условий контракта исполнителем.

банк, выпускающий гарантию и резервирующий указанную в документе сумму на своем счету, чтобы в случае необходимости выплатить ее бенефициару сделки.

Принципал

лицо, запрашивающее выпуск гарантии у банка, в качестве подтверждения своей благонадежности.

Банки, выдающие банковские гарантии по 44-ФЗ

Только определенные финансовые организации имеют право на выдачу БГ. Требования к ним регламентируются ч. 3 ст. 74.1 НК РФ.

Перечень организаций, удовлетворяющих этим требованиям, ведется Министерством финансов РФ на основании тех данных, которые передает ЦБ РФ, и размещается в свободном доступе.

Требования к учреждениям, выдающим банковские гарантии подробно изложены в нормативных документах (ч. 3 ст. 74.1 НК РФ) и, помимо типовых условий, например, наличия лицензии и соблюдения нормативов Центрального Банка, содержат также количественные, а именно, наличие собственного капитала в размере не менее 1 млрд. рублей. Разумеется, соблюдение всех этих требований несколько изменяется, и, соответственно, изменяется и их право на предоставление гарантий в рамках 44-ФЗ. Чтобы избежать путаницы, Минфин России совместно с ЦБ ведет официальный реестр банков.

При выявлении организаций, соответствующих вышеописанным требованиям, ЦБ РФ отправляет информацию о такой организации в Минфин России в течение 5 дней с момента обнаружения с целью занесения ее в список банков, выдающих гарантию по 44-ФЗ.

Аналогичные действия применяются, если банк перестает соответствовать установленным нормам и его необходимо исключить из перечня.

Таким образом, все заинтересованные лица могут проверить соответствие конкретного учреждения требованиям, предъявляемым законом. При этом важно знать, что гарантии, выданные банком не перестают действовать и не требуют замены и повторного выпуска при исключении его из реестра.

Вы можете воспользоваться нашим сервисом онлайн расчета и оформления банковской гарантии , чтобы выбрать наилучшее предложение.

★ Онлайн калькулятор

[калькулятор банковской гарантии]

Реестр банковских гарантии

До 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий был в открытом доступе и любой участник госзаказа мог посмотреть его на сайте единой информационной системы. ПП №1005 устанавливает новые правила, согласно которым, информация заносимая в реестр банковских гарантий, с 1 июля 2018 года не публикуется в открытом доступе в ЕИС.

Но к этой информации имеют доступ заказчики и представители банков.

Сведения о гарантии, которые должны быть отражены в реестре банковских гарантий (ч. 9 ст. 45 44-ФЗ):

  • наименование, ИНН и местонахождение банка-гаранта, выпустившего документ;
  • наименование, ИНН и местонахождение принципала (в данном случае, подрядчика, поставщика или исполнителя по госконтракту);
  • сумма, которую гарант обязуется выплатить бенефициару в случае неисполнения победителя закупок своих обязательств по контракту (или в случае отказа от подписания договора);
  • срок действия гарантии;
  • копию гарантии, за исключением тех документов, информация о которых внесена в закрытый реестр банковских гарантий;
  • иные документы, предусмотренные в перечне Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005

Организация, выпускающая гарантию исполнения контракта, в течение 1 рабочего дня, следующего за днем выпуска БГ, должна передать сведения в реестр банковских гарантий 44-ФЗ или в закрытый реестр банковских гарантий, в соответствии с правилами и порядком его ведения. А затем, в течение 1 рабочего дня послее включения этой информации в реестр БГ, банк должен предоставить принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Виды банковской гарантии

Получить гарантию можно как на обеспечение заявки, так и на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Второй вариант документа наиболее востребован и распространен в сфере госзакупок.

Одно из главных условий подписания контракта — это наличие безотзывной гарантии 44-ФЗ.

Безотзывность означает, что гарант, выпустивший документ, не имеет права отозвать гарантию по своему усмотрению и обязуется выполнить все взятые на себя обязательства по данному договору.

На данный момент большинство гарантий на исполнение госконтракта соответствует этому условию, поэтому со стороны банка очень важно проверить все финансовые показатели принципала. Т.к. в случае, если он окажется неблагонадежным, то банку придется выполнять обязательства по выплате “неустойки” бенефициару.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

Данный вопрос регулируется ч. 6 — 7 ст. 96 44-ФЗ .

Сумма банковской гарантии 44-ФЗ для целей обеспечения исполнения, составляет от 5% до 30% от НМЦК, указанной в извещении о проведении закупки.

В случае, если максимальная цена превышает 50 млн. руб., то заказчик обязан установить сумму обеспечения в размере от 10% до 30% от НМЦК. При этом, если контракт предусматривает выплату аванса, сумма обеспечения не должна быть меньше суммы авансового платежа. Если же аванс составляет более 30% от НМЦК, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Также, законодательством предусмотрены антидемпинговые меры, для участников, предложивших цену контракта, значительно ниже установленной заказчиком в извещении о закупке.

В этих правовых нормах можно найти практически все ответы на возникшие вопросы, касательно предоставления БГ в качестве обеспечения исполнения госконтракта.

Важным документом, регулирующим требования к тексту гарантии, является Постановление Правительства от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Замена обеспечения

Важно отметить, что федеральный закон допускает осуществление замены формы обеспечения исполнения контракта. Например, если обеспечение было внесено собственными денежными средствами на счет заказчика, то впоследствии поставщик может заменить его на банковскую гарантию 44-ФЗ, которая будет уменьшена на сумму уже фактически сделанных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) по договору с заказчиком.

Для этого необходимо получить гарантию, сумма и срок которой должны быть уменьшены пропорционально исполнению контракта. Шаблон письма и более подробные пояснения о процедуре замены Вы можете найти в блоке Финансы в госзакупках нашего обучающего курса Госзаказ .

Порядок и сроки оформления банковской гарантии

Срок подписания контракта победителем аукциона, а значит и срок предоставления банковской гарантии по 44-ФЗ строго регламентирован.

В частности, для электронного аукциона он составляет по 5 дней для каждой из сторон. При этом, заказчик может отправить проект контракта в течение 5 дней, т.е. и на 1-й, и на 2-ой день после публикации протокола подведения итогов аукциона, тем самым уменьшая срок подписания контракта.

Именно поэтому, гарантии для госзаказа, как правило, выпускаются по экспресс-методике и общий срок выпуска составляет от двух до пяти рабочих дней:

  1. рассмотрение 1-2 дня с момента предоставления полного пакета документов;
  2. выпуск в течение одного дня в день зачисления комиссии;
  3. запись в реестр в течение одного дня после выпуска скана.

Какие документы обычно запрашивает банк?

Все банки, без исключения, запрашивают бухгалтерские и юридические документы клиента, а именно: бухгалтерскую отчетность (или книгу доходов и расходов) за последний год и завершенные кварталы текущего года, учредительные документы и заявку на выпуск гарантии. Важно знать, что хороший брокер заполняет заявку, анкету и все прочие документы для банка самостоятельно.

Срок рассмотрения банковской гарантии 44-ФЗ составляет не более 3-х рабочих дней, с момента поступления ее заказчику. Если заказчик не согласовывает документ, то в течение этих 3-х дней он должен направить ответ победителю закупки с объяснением причин, почему гарантия не была принята в качестве обеспечения исполнения контракта.

О требованиях, которые предъявляет надежный банк своим заемщикам, Вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Видеоблок взят из обучающего курса Госзаказ.

Серые и черные банковские гарантии

Практика заключения договоров на БГ показала, что существует опасность получения “серой” или “черной” гарантии. Такой вариант будет опасен, как для заказчика, так и для исполнителя контракта.

Чтобы не попасть в такую ситуацию надо внимательно выбирать кредитующий банк. Существует ряд правил, следуя которым можно избежать обмана со стороны гаранта.

    Во-первых, стоит обратить внимание какой счет для перевода комиссии указан в договоре на выпуск банковской гарантии. Это должен быть счет именно той организации, в которой заказан выпуск документа. Если указан р/с какой-то другой коммерческой компании, то вероятнее всего после перевода денежных средств на данный счет, вы получите просто “бумагу”, а информация о данной гарантии не будет занесена в единый реестр и не будет подкреплена резервом денежных средств в банке.

    Во-вторых — это пакет документов, который запрашивает гарант. Если состав документации очень маленький и Вас не просят предоставить финансовую отчетность за предшествующий период, то вероятнее всего этот банк является мошенником.

    В-третьих, это лимит БГ, который для вас устанавливает банк. Нормальная ситуация, когда максимальная сумма гарантии приблизительно соответствует среднеквартальной выручке организации. Если гарант одобряет несоразмерно высокие суммы, несоответствующие выручке компании, то это повод задуматься в законности выпускаемого документа.

Банковская гарантия 44-ФЗ незаменимый финансовый инструмент в сфере госзакупок, позволяющий не извлекать из оборота внушительные суммы для подтверждения своей благонадежности.

Для участника закупок важно правильно подобрать банк, у которого он планирует получить гарантию на обеспечение исполнения контракта, где ему предложат наиболее выгодные условия. Мы предлагаем наши услуги по подбору реестрового банка, расчету стоимости, а также проверку документов и отчетности для выпуска гарантии.

С чем можно столкнуться при оформлении банковской гарантии

В этом блоке мы рассмотрим вопросы и нюансы с которыми Вы можете столкнуться, при получении БГ и расскажем, как лучше поступить в каждом из случаев.

    Заказчик не принимает банковскую гарантию. Что делать?

    Тут есть два выхода из сложившейся ситуации, которые не приведут к внесению в РНП:

    — внести изменения в БГ, на которых настаивает заказчик, согласовать с банком, перевыпустить гарантию. Но учитывайте, что этот способ займет время и потребует дополнительных финансовых затрат;

    — другой вариант это внести обеспечение исполнения контракта своими средствами, а затем сделать замену обеспечения на банковскую гарантию (как это сделать мы писали выше в этой статье).

    Вы не успеваете оформить банковскую гарантию

    В этом случае Вы можете воспользоваться возможностью направить протокол разногласий заказчику. Таким образом у Вас появится дополнительное время:

    3 дня дается заказчику на исправление недочетов или отказа в изменении контракта, с объяснением причин этого решения, и еще 3 дня будет у Вас на подписание новой версии договора.


    В данном случае протокол разногласий будет нести именно функцию “отсрочки” подписания контракта, а значит и внесения обеспечения.
  1. Банк отказывает в предоставлении гарантии

    Мы уже писали выше, что у разных банков разные критерии оценки. Некоторые обращают особое внимание именно на финансовое состояние заемщика, а некоторые рассматривают организацию по всем параметрам в целом. Вы можете попробовать обратиться в другому кредитору или к агенту, который сотрудничает с определенным количеством реестровых банков. Агенты лучше знают, на какие показатели обращает внимание та или иная организация и смогут более продуктивно подобрать для Вас кредитную организацию.

    Новая компания хочет получить гарантию

    Обратите внимание, банки рассматривают компании существующие как минимум 3 месяца и все они, прежде всего, смотрят на финансовые показатели компании.

Т.о. нужно подождать пока компании исполнится 3 месяца, поднакопить опыт, возможно участвуя в коммерческих закупках, а затем, начиная с небольших сумм, участвовать в государственных закупках и пробовать оформлять БГ. При этом желательно участвовать в таких аукционах, в которых Вы можете самостоятельно внести обеспечение в случае отказа банка предоставить гарантию.

Для того, чтобы избежать проблем, сделать все правильно и уложиться в установленные сроки, удобнее всего воспользоваться услугами полного тендерного сопровождения .

Специалисты РусТендер подготовят все необходимые документы и подберут самые выгодные условия по банковским гарантиям для Вашей компании. Подробности и стоимость тарифов Вы можете узнать, связавшись с нашими специалистами по бесплатному номеру телефона 8 800 700 23 26 или написав нам на почту mail@сайт.

Отметим еще некоторые частные случаи, которые встречаются в практике получения гарантий.

Есть ряд банков для которых является обязательным поручительство по гарантии начиная с определенной суммы займа, так что, если Вам требуется крупная сумма БГ, то будьте готовы к такому требованию со стороны кредитной организации.

Также встречается требование внести залог — подразумевается залог денежных средств, частичное обеспечение, например 30% от размера гарантии (ставка устанавливается в каждом банке индивидуально). Такой вариант могут предложить, если компания не проходит по финансовым показателям.

В редких случаях банк может выдвинуть условие открыть у них расчетный счет. Такое возможно в случае получения гарантии на очень крупную сумму.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

– один из способов обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в рамках контрактной системы. Как и в случае с обеспечением в форме перечисления денежных средств, основной заботой победителя является соблюдение сроков его предоставления. Вместе с тем, закон о контрактной системе предъявляет к банковским гарантиям целый ряд требований.

Если в случае возникновения проблем с предоставлением обеспечения в форме денежных средств вся ответственность лежит непосредственно на поставщике, то как обстоят дела в том случае, если заказчик отклонил предоставленную победителем банковскую гарантию, признав ее не соответствующей установленным требованиям?

Кто должен проверять соответствие банковской гарантии?

Обращаясь в тот или иной банк за получением гарантии, некоторые поставщики не утруждают себя ее проверкой на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, надеясь на профессионализм банковских работников. Банки же, в свою очередь, выдают гарантии, исходя из потребностей заявителя, при этом также не возлагая на себя обязательства по проверке выданной гарантии требованиям контрактной системы.

Такой подход со стороны банков кажется вполне логичным, учитывая то, что при получении гарантии заявитель подписывает договор, в котором прописаны условия ее предоставления. В проверке того, соответствуют ли они требованиям и потребностям, заинтересован в первую очередь именно сам заявитель.

Тем не менее, итогом такого подхода становится ситуация, в которой первым, кто начинает проверять банковскую гарантию на соответствия требованиям Закона № , становится заказчик.

Последствия признания банковской гарантии не соответствующей требованиям

Как правило, поставщик узнает о том, что предоставляемая им в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в последний момент, когда уже попросту не остается времени на то, чтобы предпринять что-либо для исправления ситуации. В этом случае победитель признается уклонившимся от заключения контракта со всеми предусмотренными законодательством негативными последствиями.

Несмотря на то, что фактически победитель заинтересован в заключении контракта, заказчик обязан направить пакет документов в для рассмотрения вопроса о его включении в РНП. Все, что остается сделать участнику в сложившейся ситуации – это попытаться отстоять свою позицию в ФАСе с целью избежать попадания в РНП и вернуть денежные средства, которые он заплатил кредитной организации за предоставленную банковскую гарантию, не соответствующую установленным требованиям.

Возврат средств, перечисленных банку

Судебная практика по рассмотрению вопросов о возврате денежных вознаграждений, уплаченных заявителем кредитной организации, довольно неоднозначна. Решение во многом зависит от того, какие аргументы приведет в свою пользу поставщик.

В пользу поставщика могут быть выдвинуты следующие аргументы:

  • поскольку организация, выдавшая гарантию, является участником рынка банковских услуг, ее специалисты обязаны знать условия и требования, предъявляемые законодательством РФ к таким документам;
  • тот факт, что заявитель принял несоответствующую требованиям законодательства о контрактной системе гарантию, не освобождает кредитную организацию от ответственности, поскольку в данном случае услугу можно считать невыполненной или выполненной не в полном объеме;
  • многие договора о выдаче банковской гарантии содержат пункт, который гласит о том, что выданная гарантия вступает в силу лишь с того момента, как вступит в силу контракт, для обеспечения которого она выдается. А поскольку контракт не заключен, то и банковская услуга фактически не оказана.

Заключение

Какими бы убедительными ни были аргументы, разбирательств и судебных тяжб легче избежать, нежели доказать свою правоту, потеряв желанный контракт. Во избежание возможных негативных недоразумений, мы рекомендуем участнику закупки внимательно проверять условия получаемой банковской гарантии и помнить о том, что банковская гарантия должна.

Каковы должны быть дальнейшие действия Исполнителя?
Ольга

Ольга, добрый день! В принципе обжаловать в УФАС конечно в порядке ст. 105-107 44-ФЗ но тут надо понимать в связи с чем именно был отказ, возможно что он был правомерным. То что заказчик ничего не сообщил до принятия решения об отказе - он этого делать не должен, более того у исполнителя есть выбор по способу обеспечения исполнения контракта - БГ или денежные средства на депозит, для примера свежее решение ФАС по жалобе участника

Решение ФАС России от 11.01.2017 по делу N К-17/17

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссией при проведении Операторам электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей неправомерное решение об отказе в принятии банковской гарантии Заявителя, представленной для обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 950 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО «Г» с минимальным предложением о цене контракта 1 823 250 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и подписанные усиленной электронный подписью указанного лица.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной систем, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является в том числе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной систем.
Согласно части 7 статьи 45 Закона о контактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2016 N 0156200009916000660-3 участник закупки ООО «Г» признан победителем Аукциона.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 29.12.2016 N 0156200009916000660-4 победитель Аукциона ООО «Г» (Заявитель) не представил надлежащие обеспечение исполнение контракта, а именно представил банковскую гарантию не несоответствующую по следующим основаниям:
«Гарантией не обеспечиваются все обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, а именно в пункте 1 Гарантии не в полном объеме указаны обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, подлежащие обеспечению Гарантом, так как отсутствует указание на обязательство Гаранта уплатить предъявленные Заказчиком требования неустойки (пени, штрафы). Также в нарушение условий Контракта убытки, согласно положениям Гарантии, возмещаются только в части непокрытой неустойкой, что противоречит пункту 10.13 Контракта о возмещении всех убытков, возникших у Заказчика вследствие ненадлежащего исполнения/неисполнения Подрядчиком своих обязательств, в полной сумме сверх неустойки;
Согласно части 3 статьи 96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Исходя из этого срок действия Гарантии из расчета минимальных сроков, установленных Законом для заключения контракта, должен быть установлен не менее чем по 12 июня 2018 года включительно (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 70 Закона исходя из того что крайний срок для заключения контракта Заказчиком - 29 декабря 2016 года, а срок действия Гарантии должен превышать срок действия контракта, который составляет 500 календарных дней, на один месяц, то 530 календарных дней истекают 12 июня 2018 года);
Пунктом 5 Гарантии предусмотрено, что „Изменения и дополнения, вносимые в Государственный контракт, не освобождают Гаранта от обязательств по настоящей банковской гарантии в случае своевременного уведомления Бенефициаром Гаранта об изменениях и дополнениях Государственного контракта. Бенефициар уведомляет Гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в Государственный контракт, в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений Государственного контракта“. Предусмотренные пунктом 5 Гарантии дополнительные обязательные требования к Заказчику (Бенефициара) при исполнении Контракта противоречит требованиям документации и нормам Закона».
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 26.12.2016 Заявитель представил подписанный проект контракта и банковскую гарантию от 26.12.2016 N 9310-2/1-2016 выданная ООО КБ «Е». 29.12.2016 Аукционная комиссия в срок не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления приняла решение об отказе в принятие данной банковской гарантии, в том числе по основанию, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней. Вместе с тем, с учетом требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия должен составлять 530 календарных дней, поскольку согласно пункту 13.2 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта составляет 500 календарных дней с даты заключения контракта. Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе в принятие банковской гарантии Заявителя.
На заседание Комиссии, представители Заявителя также пояснили, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней, при этом для расчета срока действия банковской гарантии использовалась информация о сроке выполнения работ, содержащиеся в информационной карте документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Признать жалобу ООО «Т» необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Возможен ли перевыпуск банковской гарантии с учетом замечаний Заказчика?

Если - да, то каким образом это сделать технически в плане публикации на сайте гос.закупок?

Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя.

Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?

    • получен
      гонорар 40%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,9 рейтинг
      • эксперт

      Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя. Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?
      Ольга

      Да в общем то нет, процедура закупок по 44-ФЗ прописана чуть не по минутам, тут только обжаловать сам отказ если там есть основания

      Исполнитель, признанный уклонившемся от заключения государственного контракта автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков?
      Ольга

      нет, вопрос о включении в РНП рассматривается с извещением заказчика и исполнителя и в принципе если УФАС подойдет формально и все таки включит есть шансы в суде отменить данное решение, напр.

      Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 N Ф04-28194/2015 по делу N А45-10215/2015

      Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество своевременно разместило на электронной площадке подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта. Однако представленная ООО «Сибирский строительный альянс» банковская гарантия не соответствовала вышеуказанным требованиям, поскольку в ней отсутствовало отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
      При этом арбитражные суды исходили из того, что общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, поскольку после получения от заказчика уведомления об отказе в принятии банковской гарантии общество незамедлительно представило заказчику разъяснения банка, направило заказчику данные разъяснения, договор предоставления банковской гарантии, новую банковскую гарантию.
      Из этого следует, что антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению поступившей от заказчика информации, приняв во внимание лишь факт не предоставления ООО «Сибирский строительный альянс» до момента подписания контракта надлежащего обеспечения , и не учел принятие им мер, направленных на заключение контракта.
      С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном применение к обществу такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
      Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, основания для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.

      но тут как видите организация сразу отреагировала, однако согласно ч. 5 ст. 96 44-ФЗ

      В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день!

      Заказчик обязан был вас уведомить о причинах отказа в приеме банковской гарантии. Было ли такое уведомление с указанием причин? Истек ли срок для предоставления подписанного контракта? Т.е. по закону в течение 10 дней (промежуток от 10 до 20 дней) вы могли получить от Заказчика замечания по банковской гарантии с указанием причин. Как минимум 2 раза можно было их получить с учетом срока в 3 рабочих дня на рассмотрение. Соответственно устранить все замечания и представить заказчику. Речь можно вести о недобросовестных действиях Заказчика.

      Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
      5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
      7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию
      , с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
      2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Заказчик рассматривал гарантию в течение 3-х рабочих дней. В конце третьего дня был опубликован отказ в принятии банковской гарантии и направлено соответствующее уведомление. Банк готов перевыпустить банковскую гарантию, устранив все замечания и заново опубликовать ее. Срок для подписания контракта еще не истек. Однако, Заказчик опубликовал Протокол об уклонении от заключения Контракта и возможно подаст заявление в ФАС на признание Исполнителя недобросовестным поставщиком. Если мы опубликуем новую гарантию это может что-то изменить?

  • Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок” регулирует обеспечение государственных и муниципальных нужд востребованными товарами и услугами. Актуальным вопросом в данном законе становится предоставление банковских гарантий заказчику на исполнение контракта. Для рассмотрения порядка регулирования данного аспекта, следует выявить определенные моменты.

    Банковская гарантия по ФЗ 44 — это обеспечение исполнения условий контракта по закупкам для заказчика. Оформляется она только в утвержденном Минфином банке, перечень возможных учреждений приводится в ст 45 44 ФЗ .

    Банковская гарантия по Закону о закупках может быть оформлена как в письменной форме, так и в электронном варианте. Порядок оформления заключается в следующих шагах:

    • определение банка, который согласно перечню Минфина может выступать гарантом;
    • уточнение условий, на которых банк может гарантировать заказчику исполнение контракта;
    • разработка и заключение соглашения.

    Для оформления соглашения о банковской гарантии заказчик предоставляет следующий перечень документов :

    • по форме банка составляется заявление;
    • заполняется анкета с указанием полной информации о заказчике;
    • предоставляются копии учредительных документов;
    • копии документов, подтверждающих наличие полномочий у руководителя или иного лица;
    • отчеты бухгалтера за последние годы, расшифровка к ним;
    • проект контракта с поставщиком.

    При наступлении гарантийного случая бенефициар по Закону о закупках направляет гаранту следующие документы:

    • требование об исполнении обязательств согласно договору о банковских гарантиях;
    • документально подтвержденный расчет суммы;
    • платежное поручение, которое подтверждает перечисление средств принципалу — поставщику;
    • подтверждение наступления гарантийного случая в соответствии с условиями договора.

    Документы, подтверждающие полномочия представителя, также являются востребованными.

    Требования к банковской гарантии по ФЗ 44

    Статья 45 ФЗ 44 определяет следующие требования к банковским гарантиям :

    • безотзывной характер;
    • регламентированная сумма, которая подлежит уплате заказчику в определенных условиях;
    • обязательства принципала, которые покрываются действием банковской гарантии;
    • обязанность гаранта в оплате каждого дня просрочки в размере 0,1%;
    • условия исполнения обязательств, взятых на себя гарантом;
    • сроки действия банковской гарантии;
    • перечень документов, предоставляемых заказчиком банку для получения причитающейся суммы по обеспечению контракта.

    В условия банковской гарантии по Закону о закупках запрещается включать требования о предоставлении судебных актов о неисполнении принципалом взятых на себя обязательств. Гарант не может также требовать отчет об исполнении контракта. Такой пункт не включается в договор и не может быть условием для его заключения.

    Срок действия

    Срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ при обеспечении контракта регламентируется условием договора. Каждая ситуация рассчитывается в отдельном порядке. Определяется дата отсчета — аукцион может проводиться заблаговременно, а наступление гарантийного случая допускается в другом сезоне или через определенный промежуток времени.

    По Закону о закупках, срок действия банковской гарантии должен превышать период исполнения обязательств принципалом минимум на один месяц. В отдельных ситуациях срок действия может быть изменен :

    • изменился срок действия заключенного контракта — если гарантийное время не покрывает новый период, бенефициар обращается к заказчику с заявлением о продлении;
    • если услуги или товары были предоставлены ранее требуемой даты, заказчик может вернуть документы в банк, подтверждая, что гарантийные обязательства снимаются;
    • при заключении контракта на несколько лет допускается его поэтапное ежегодное продление.

    Срок предоставления

    Предоставление банковской гарантии по 44 ФЗ осуществляется в течение 5 дней с момента обращения. Статья 45 указывает на данный период и предписывает, что обращение должно быть проведено в течение действующего срока гарантийного обеспечения .

    Если гарант не предоставляет требуемых средств, заказчик по Закону о закупках 44 ФЗ по истечению пяти дней вправе списать требуемую сумму со счета банка. Бенефициару дается при этом три дня на рассмотрение поступившего от гаранта обеспечения по исполнению контракта.

    Пример

    Пример банковской гарантии по 44 ФЗ можно скачать . По приведенной ссылке предлагается образец документа, указывающий на основные аспекты заключения договора по Закону о закупках.

    В зависимости от ситуации и требований, текст договора может отличаться, как и его условия. Документ разрабатывается с учетом положений статьи 45 — ее требований и условий.

    Скачать ст 45 44 ФЗ

    Скачать статью 45 Федерального закона о банковских гарантиях можно по данной . Текст представлен в последней редакции с актуальными изменениями. Последние поправки были внесены в декабре 2014 года.

    Скачать Закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” можно . Документ содержит все поправки, актуальные на 2017 год.

    Так же можете ознакомиться с текстом об исполнительном производстве.

    Устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиям?

    Заказчики не могут устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиями. Такой вывод подтверждает (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2014 г. N Ф07-2966/14 N А56-54795/2013), а основан он на том, что Федеральный закон N не содержит такого права заказчиков. Так, заказчики не могут требовать, чтобы у банка, который выдает гарантию, был определенный капитал, как и не может заказчик требовать, чтобы счет, на который перечисляется аванс, находился в том же банке, который предоставил гарантию.

    2. Может ли заказчик требовать несколько банковских гарантий в обеспечение одного контракта?

    Нет, не может. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 19.09.2014 г. N Д28и-1893. Также Министерство разъяснило, что нельзя требовать:
    – обеспечения третьим лицом, не являющимся участником закупки;
    – смешанного обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и внесения денежных средств на счет заказчика.

    3. Достаточно ли указать в протоколе, что банковская гарантия заказчиком не принимается?

    Да, этого достаточно. Такой вывод следует из Решения АС Санкт-Петербурга от 22.04.2015 г. N А56-75943/2014. При этом суд указал следующее.
    "Как следует из пункта 14 Приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889 по результатам рассмотрения банковской гарантии составлять какой-либо отдельный документ не требуется, так как результатом рассмотрения в трехдневный срок банковской гарантии является либо признание ее как документа, обеспечивающего исполнение контракта, либо признание такой банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке и, как следствие, незаключение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предоставившим такую банковскую гарантию, и признание такого поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта.
    Следовательно, форма отказа в принятии банковской гарантии, равно как и необходимость оформления подобного отказа в виде отдельного документа законодательством не предусмотрены.
    Суд также не принимает довод УФАС по Санкт-Петербургу о том, что вследствие нарушения Заказчиком требований части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчик лишил Общество возможности устранить возникшие замечания по предоставленной банковской гарантии, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает возможности устранения недостатков банковской гарантии и предоставление ее в исправленном виде повторно Заказчику. Предоставление надлежащих документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, является обязанностью и риском участника закупки.
    Вместе с тем в письме ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4178 изложена позиция о том, что в случае выявления заказчиком (уполномоченным органом) ненадлежащего обеспечения исполнения контракта заказчик (уполномоченный орган) вправе предложить лицу, с которым заключается контракт, представить надлежащее обеспечение исполнения контракта в соответствии с Законом о размещении заказов. Соответственно этой позиции предложение представить надлежащее обеспечение исполнения контракта взамен ненадлежащего является правом, а не обязанностью заказчика. Отказ же заказчика от использования такого права не может нести за собой наступление какой-либо ответственности".

    4. Можно ли вносить изменения в банковскую гарантию?

    Нет, нельзя. Такой вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 15.05.2015 г. N Д28и-1382. Министерство основывает свой вывод на том, что внесение изменений не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 г. N .
    Иной вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 N Д28и-1815. В п. 8 Письма сказано, что вносить изменения допустимо, если при заполнении банковской гарантии были нарушены специальные правила. Например, если неверно заполнены реквизиты, то можно внести изменения.

    5. Может ли участник закупки требовать возврата денежных средств за банковскую гарантию, которую не принял заказчик?

    Нет, не может. Такой вывод сделан в судебной практике. В Постановлении 9 ААС от 30.09.2015 N 09АП-33868/2015 был сделан вывод, что договор между банком и участником был исполнен. Доказательств фальсификации банковской гарантии не было предоставлено. Договор не является незаключенным или недействительным. Поэтому банк не обязан возвращать деньги за выданную банковскую гарантию.