Покупка квартиры для детей-сирот: основное законодательство. Закупка недвижимости: пошаговая инструкция Приобретение жилого помещения по 44 фз

В этом Письме Антимонопольная служба указала, что заключение контрактов на приобретение объектов недвижимости, которые построят в будущем, — нарушение 44-ФЗ. В Письме ведомство подчеркивает, что заключение таких контрактов содержит признаки уклонения от конкурентных процедур по 44-ФЗ. В таких закупках:

  • не публикуется в ЕИС проектная документация;
  • не предъявляются предквалификационные требования, которые прописаны в Постановлении Правительства № 99 от 04.02.2015;
  • не требуется, чтобы участник закупки состоял в саморегулируемой организации (СРО).

Действия органов госвласти и местного самоуправления, направленные на приобретение объектов недвижимости, которые сделают в будущем, квалифицируются как антиконкурентные соглашения.

В Письме указаны признаки намеренного «обхода» контрактного законодательства в закупках у единственного поставщика готового объекта недвижимого имущества по п. 31 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, среди которых:

  1. Заключение муниципального контракта до подписания соглашения о предоставлении субсидии муниципальному образованию.
  2. Непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в т. ч. во исполнение предписания УФАС.
  3. Заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях, по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе.
  4. Предоставление земли под строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия решения.

Шаг 1. Выбираем способ определения поставщика

Предоставляем образец описания объекта закупки для приобретения благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 4. Проводим тендер

Единая информационная система (zakupki.gov.ru) — официальный сайт госзакупок недвижимости. Выбираем 1 из 8 электронных площадок, на которых участники подают заявки и разыгрывают тендер. Утверждены такие платформы:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Как и при стандартных закупках товаров, работ, услуг, при проведении тендера на приобретение жилья закупочная комиссия рассматривает, анализирует полученные заявки и выбирает победителя. Если победитель исказил технические характеристики, то комиссия не примет объект, который не соответствует требованиям технической документации.

Основные требования и условия, соответствие которых проверяют члены комиссии:

  • жилье без обременений и долгов;
  • все изменения и перепланировки узаконены;
  • объект находится в хорошем состоянии, благоустроенный, не ветхий и аварийный, а само жилое помещение с косметическим ремонтом (без грязи, трещин, сколов);
  • жилищная инфраструктура и коммуникации должны работать исправно.

В Решении Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № Ф03-5066/2018 от 10.12.2018 указано, что свидетельство ЕГРН на недвижимость не всегда является обязательным условием. Регистрация права собственности проходит совместно с государственной регистрацией перехода прав или одновременно с регистрацией сделки по недвижимому объекту.

Несмотря на это, заказчики отклоняют риелторов, т. к. они прикладывают выписку ЕГРН на собственника. Они не владеют квартирами, а оказывают услуги посредника. Выписка на другого человека не подтверждает, что посредник соответствует требованиям заказчика. ФАС такие действия заказчика признает правомерными. Например, в деле № 054/06/66-710/2020 от 22.04.2019 она решила, что участвуют в госзакупках квартир только собственники. Это не единственное решение антимонопольщиков, к таким же выводам пришло и Марийское УФАС в деле № 012/06/106-266/2020 от 13.06.2019.

А в решении № 04-02/8730 от 14.12.2018 УФАС Коми признало, что комиссия по закупкам правомерно отклонила участника, который приложил выписку из ЕГРН. Он заказал ее через Сбер, получил без электронной подписи сотрудника Росреестра. Сославшись на Приказ Минэкономразвития № 378 от 20.06.2016, ФАС решила, что жалоба необоснованна.

Заказчик прав, когда требует выписку из ЕГРН.

После того как члены комиссии рассмотрели и оценили заявки и проверили их на соответствие установленным требованиям, определяется победитель закупки.

Шаг 5. Заключаем контракт

По результатам тендера заказчик подготавливает и размещает на площадке торгов проект контракта либо договор купли-продажи в течение 5 дней. Исполнитель рассматривает проект и при наличии разногласий составляет протокол в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Заказчик согласовывает документацию, вносит правки, дорабатывает и размещает подписанный договор в течение 3 дней.

Продавец, со своей стороны, подписывает контракт. Заказчик согласовывает и подписывает контракт, направленный ему исполнителем, в течение 3 дней. Подписание и размещение контракта должно производиться по истечении 10 дней после публикации протокола о подведении итогов закупки.

При проведении запроса предложений в электронной форме госконтракт заключается не раньше чем через 7 дней после размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов такой закупки (ч. 9 ст. 83.2, ч. 1 ст. 24.1 44-ФЗ).

Во многих странах достаточно популярна практика продажи жилья на аукционе...

Как сообщают в Моссоцгарантии, за рубежом на такие продажи приходится 30-80% от общего числа заключенных сделок с недвижимостью. В России также проводятся аукционы по продаже квартир, но они не так популярны.

Портал недвижимости сайт выяснил, как можно совершить сделку на торгах, и когда такой способ покупки жилья выгоден.

Новостройка по номиналу

Как правило, на аукционах можно встретить недвижимость, которую положено так продавать по закону. Если говорить о первичном рынке, это дома, построенные муниципалитетом: ФЗ №44 предусматривает единственный способ продажи муниципального имущества - через электронные торги.

В Москве такие новостройки возводит «Мосинжпроект», а продает - аффилированная с городом брокерская компания «Мосреалстрой». Кроме построенных городом домов, организация реализует с торгов и другие новостройки, которые принадлежат муниципалитету - к примеру, существуют совместные программы властей и девелоперов, в рамках которых часть жилплощади в проекте может отойти городу. «Мосреалстрой» продает квартиры в девяти муниципальных жилых комплексах и нескольких проектах частных застройщиков. У этих новостроек есть отличительная особенность - их продают по договору купли-продажи с полной отделкой после ввода дома в эксплуатацию.

Стоимость аналогичных квартир на аукционе и открытом рынке сильно не отличается. К примеру, в доме, расположенном по адресу Дмитровское шоссе, 169 (в районе Северном, за МКАД), на прошедшем в октябре аукционе средняя стартовая цена составляла 97 тысяч рублей, а минимальная - 86,9 тысячи рублей. Для сравнения, стоимость «квадрата» в находящемся по соседству жилом комплексе «Микрорайон Северный» находилась в пределах от 87,7 до 126 тысяч рублей.

Как отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп», на торгах цены редко увеличиваются существенно. Она поясняет, что ввиду низкой популярности аукционов на одну квартиру может претендовать лишь один человек, которому она в результате достается по стартовой цене. Если же в ходе торгов цену существенно повышают, целесообразнее отказаться от лота и присмотреть другой вариант.

Это подтверждает и статистика «Мосреалстроя». К примеру, в августе компания продала на торгах 211 лотов, при этом насчитывалось 540 участников аукциона. Как говорит Альберт Суниев, первый заместитель гендиректора по девелопменту компании «Мосинжпроект», в среднем цены на торгах увеличивались на 7%, максимальный рост цены на квартиру составил 30%.

Рост цены зависит от популярности объекта. Таким образом, если в одном из проектов 93% квартир были проданы с повышением стартовой стоимости (в среднем на 9%), то в других новостройках большинство лотов продали по изначальной цене. При этом средний прирост цен составил примерно 1%, то есть менее 100 тысяч рублей.

Вторичные торги

На электронных площадках можно купить и «вторичку». Прежде всего, так продают залоговое жилье, изъятое у ипотечных заемщиков, которые не смогли рассчитаться по кредиту. К примеру, на площадке «Все залоги» на сегодняшний день можно найти сведения о торгах, на которые выставлены порядка 1,1 тысячи квартир и комнат по всей стране. 25 из них расположены в Москве.

Также на электронных торгах продаются вторичные квартиры, которые перешли в собственность муниципалитета. К примеру, Моссоцгарантия заключает с одинокими пожилыми людьми договора пожизненного содержания - при этом собственнику жилья ежемесячно выплачивается двойной прожиточный минимум и оплачиваются коммунальные платежи, а после его смерти квартира отходит в собственность муниципалитета. По статистике Моссоцгарантии, в 2015 году с торгов реализовали менее 100 лотов, в 2016 году - 172, а с начала текущего года - 100 квартир.

Как говорят в московском департаменте по конкурентной политике, в среднем у одного лота находится три потенциальных покупателя, при этом в ходе торгов его стоимость возрастает не более чем на 4%. По словам компаний, которые помогают покупать недвижимость с торгов, иногда на аукционе можно приобрести квартиру на 60% дешевле рыночной цены. Но зачастую выгода не так значительна: по информации Моссоцгарантии, в среднем квадратный метр жилплощади на аукционах стоит порядка 148 тысяч рублей.

Как принять участие

У каждого участника аукциона должна быть электронная цифровая подпись. Для ее получения необходимо подать заявку на Единой электронной торговой площадке и предоставить необходимый пакет документов. Он включает заявление на изготовление сертификата ключа подписи, заявление на присоединение к регламенту удостоверяющего центра, оригинал или нотариально заверенную копию идентификационного кода, копию страхового номера индивидуального лицевого счета и паспорт. Также необходимо внести 3,7 тысячи рублей. В Москве подать документы и получить готовую подпись можно в точке выдачи, которая находится по адресу: ул. Садовая-Спасская, дом. 21/1, ком. 7. Срок действия электронной подписи - один год, потом его можно продлить за дополнительную плату.

Затем можно регистрироваться на онлайн-площадке по продаже недвижимости. Муниципальное имущество продается на Единой электронной торговой площадке, для реализации залоговых квартир банки, как правило, создают собственные площадки.

После регистрации можно выбрать квартиру и внести задаток. Его сумма не может быть больше 20% от стоимости лота - как правило, это 3-15%. Торги ведутся в течение нескольких дней. При проигрыше в торгах задаток возвращается, но если человек выиграл торги и отказался от покупки, задаток будет потерян. Обычно на заключение договора купли-продажи и внесение полной суммы дается пять дней.

С торгов можно купить недвижимость и в ипотеку. При этом банк должен одобрить заявку до начала аукциона - в период, отведенный для подач заявок. Если торги выиграет ипотечный заемщик, договор купли-продажи должен быть заключен в течение 15 рабочих дней.

Пока продажа квартир с аукциона рассматривается скорее как вынужденная мера - как правило, таким способом реализуют муниципальное и залоговое жилье, которое можно продавать только так. В ходе торгов стоимость лотов редко повышается существенно, это касается как первичного рынка, так и вторичного, но изначальная цена редко бывает на порядок ниже рыночной. В целом, приобретая жилье на электронных торгах, можно сэкономить порядка 10% по сравнению с рыночной стоимостью аналогичной квартиры. С другой стороны, продавцы или застройщики могут сделать не меньшую скидку.

Согласно государство закупает недвижимость исключительно по средствам электронных аукционов.

Для поставщика это очень удобно и позволяет провести сделку дистанционно и на любом расстоянии. Но закон, регулирующий государственные закупки очень сложен, а практика его применения содержит не мало подводных камней.

При этом, сама по себе работа в сфере недвижимости требует высокой квалификации и в стране просто не оказалось специалистов компетентных одновременно ещё и в технологиях государственных закупок.

Поэтому в этой сфере возник дефицит кадров и как следствие отсутствие конкуренции на торгах. Смотрите вебинар и узнайте почему реально занять этот рынок одним из первых.

Программа вебинара

  • Основы контрактной системы РФ
  • Обзор информационных систем, способов аналитики рынка
  • Технология участия в открытом конкурсе на приобретение вторичной недвижимости
  • Технология участия в запросе предложений на приобретение вторичной недвижимости
  • Технология участия в открытом электронном аукционе на приобретение вторичной недвижимости
  • Механизм обжалования результатов торгов, искусственного продления сроков
  • Анализ и оценка рисков
  • Пути конструктивного взаимодействия с государственным Заказчиком
  • Особенности госзаказа вторичной недвижимости
  • Итог. Вопросы-ответы.

Во многих странах аукционы – очень распространенный способ продажи жилья. По данным Моссоцгарантии, за рубежом 30-80% сделок с недвижимостью продается именно так. В России тоже можно купить квартиру на аукционе, но по этот способ не очень распространен. Редакция IRN.RU выяснила, как можно совершить сделку на торгах и в каких случаях это имеет смысл делать.

Новостройка по номиналу

Чаще всего на аукционы выставляется жилье, которому законодательно предписан такой способ продаж. На первичном рынке это новостройки, которые возводит город: согласно ФЗ № 44, иного способа продажи городского имущества, кроме как через электронные торги, просто не существует.

В Москве такое жилье строит «Мосинжпроект», а продает – аффилированная с городом брокерская компания «Мосреалстрой». Компания занимается продажей с торгов не только возведенных городом домов, но и других квартир на первичном рынке, принадлежащих городу – например, доставшихся властям от застройщиков в рамках совместных программ. Помимо девяти городских жилых комплексов, через Мосреалстрой реализуется жилье в нескольких проектах частных застройщиков – например, ЖК «Life-Митинская», ЖК «Вавилов дом» и др. Отличительной особенностью этих новостроек является то, что они продаются только после сдачи в эксплуатацию по договору купли-продажи и с полной отделкой.

При этом цены на аукционах сравнимы со стоимостью аналогичных квартир, продающихся на открытом рынке. Например, в доме на Дмитровском шоссе, 169 (в районе Северный, расположенном за МКАД) на октябрьских торгах средняя стартовая цена составляет 97 000 рублей, а минимальная – 86 900. Для сравнения, в соседнем комплексе «Микрорайон Северный», по данным «ИРН-Консалтинг», цена метра составляет 87 700 – 126 000 рублей. В проекте есть сданные корпуса, а строящиеся должны быть введены в эксплуатацию во II квартале 2018 года. В целом квартиры в этом ЖК продаются за 3-7,7 млн рублей (25-104 кв. м), а на Дмитровском шоссе, 169 до торгов – за 3,9-7,7 млн рублей (41-93 кв. м).

По словам управляющего партнера «Метриум Групп» Марии Литинецкой, на таких аукционах цены редко вырастают существенно: «Спрос ограничен, поэтому на одну квартиру редко претендуют более двух-трех человек, а зачастую на одну квартиру бывает и вовсе один претендент, который приобретает жилье по стартовой цене. Если цена в ходе торгов вырастет значительно, покупателю проще отказаться от покупки и рассмотреть другую квартиру, чем биться до последнего».

Статистика Мосреалстроя подтверждает слова эксперта. Например, в августе компания продала на аукционах 211 квартир, всего в торгах участвовали 540 человек. Выставленные на аукцион квартиры находились в пяти жилых комплексах: «В Некрасовке», «На Базовской», «На Симоновском», «На Дмитровском, 169» и «Пресненский вал, 14». По словам первого заместителя генерального директора по девелопменту «Мосинжпроект», генерального директора «Управления экспериментальной застройки микрорайонов» Альберта Суниева, средний рост стоимости квартиры в ходе торгов составил 7%, максимальный – 30%.

Рост стоимости зависит от востребованности конкретного объекта. Так, если в ЖК «На Дмитровском, 169» 93% квартир реализованы с повышением изначальной цены (в среднем на 9%), то в жилых комплексах «На Базовской» и «В Некрасовке» большая часть квартир была реализована по номинальной стоимости, а средний прирост цены составил около 1%, или менее 100 000 рублей.

Вторичные торги

Через электронные аукционы можно купить и квартиру на вторичном рынке. В первую очередь, это залоговые квартиры, которые были изъяты у ипотечных заемщиков, не справившихся с выплатами. Например, в базе площадки «Все залоги» в настоящее время опубликована информация о торгах, на которые выставлены около 1100 квартир и комнат по всей России, 25 лотов находится в Москве.

Кроме того, с аукционов продаются вторичные квартиры, доставшиеся городу. Например, Моссоцгарантия заключает с одинокими пенсионерами договоры пожизненного содержания, в рамках которых пенсионеру ежемесячно выплачивается двойной прожиточный минимум и оплачиваются коммунальные услуги, а после смерти человека квартира достается городу. По данным Моссоцгарантии, в 2015 году на аукционах было продано менее 100 квартир, в 2016 – 172, а с начала 2017 года - 100 квартир.

По данным департамента Москвы по конкурентной политике, в среднем на одну квартиру претендуют три человека, при этом рост цены обычно не превышает 4%. Компании, помогающие с покупкой квартир на аукционах, говорят, что иногда таким образом можно купить квартир с дисконтом 60% к рыночной стоимости. Однако обычно скидка куда меньше. Так, по данным Моссоцгарантии, средняя цена метра на аукционах составляет примерно 148 000 рублей, это на 11% ниже индекса IRN.RU за ноябрь (166 296 рублей за кв. м).

Как поучаствовать

После этого можно регистрироваться на специализированной торговой площадке. Для городского имущества это Единая электронная торговая площадка, у банков обычно есть собственные площадки, на которых они продают залоговые квартиры.

На площадке нужно выбрать квартиру и внести задаток. Он не может превышать 20% от стоимости квартиры, но обычно составляет 3-15%. Сами торги проходят в течение нескольких дней. Если покупатель проиграл в торгах, задаток ему возвращается, а вот при отказе от покупки на выигранных торгах задаток будет потерян. Заключить договор купли-продажи и внести полную стоимость квартиры обычно необходимо в течение пяти дней.

На аукционе можно купить квартиру с использованием ипотеки. Одобрение банка нужно получить до проведения торгов – в период заявочной кампании. В случае победы на торгах срок заключения договора купли-продажи для ипотечников составляет 15 рабочих дней.

Пока аукционы на жилье существуют, скорее, как вынужденный способ продажи квартир – они в основном касаются городского и залогового имущества, которое по-другому продавать нельзя. Что на вторичном рынке, что на первичном на них редко проходят серьезные торги на повышение, да и стартовая цена редко бывает с очень большим дисконтом. В целом, это неплохой способ сэкономить около 10% от рыночной стоимости аналогичного жилья. С другой стороны, в рамках торга с продавцами или скидочных акций от девелоперов зачастую можно получить не меньшую скидку.

Вопрос : Нужно ли применять нормы 44-ФЗ при заключении договора управления МКД (муниципальная собственность) с управляющей компанией

Сообщаем: Заключение и исполнение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ с учетом жилищного законодательства . {Вопрос: О заключении и исполнении контракта управления многоквартирным домом. (Письмо Минэкономразвития России от 01.01.2001 N Д28и-1554) {КонсультантПлюс}} .

Для поиска информации по Вашему вопросу использовали символ «i» на полях к 44-ФЗ и ключевые слова в строке «поиск в списке»:

«договор управления МКДд»

Важные моменты выделены цветом. Ответ подготовлен 09.11.2016 года.

Услуга оказывается в соответствии с регламентом Линии консультаций: http://consultantugra. ru/klientam/goryachaya-liniya/reglament-linii-konsultacij/

==========================================================================================


{Федеральный закон от 01.01.2001 N 44-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}}

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы , оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени муниципального образования , а также бюджетным учреждением , государственным, муниципальным унитарными предприятиями , за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

(в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 321-ФЗ, от 01.01.2001 N 474-ФЗ)

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Врио директора Департамента развития

контрактной системы Д. А.ГОТОВЦЕВ

Вопрос: О заключении и исполнении контракта на управление многоквартирным домом.

Ответ:

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования , а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности, может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 1 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".

Таким образом, заключение и исполнение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ с учетом жилищного законодательства.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: Об определении управляющей организации для заключения контракта на управление многоквартирным домом.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 раздела 1 Правил выбор специализированной организации осуществляется организатором конкурса путем проведения торгов в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Обращаем внимание, что с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утратил силу в связи с вступлением в силу Закона N 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, в случае, когда все помещения в многоквартирном доме находятся в собственности Российской Федерации, а также в случае, когда доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, управляющую организацию для заключения контракта управления многоквартирным домом следует определять конкурентным способом в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента развития

контрактной системы М. В.ЧЕМЕРИСОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: О проведении ОМСУ открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а также об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта на управление многоквартирным домом на основании данного конкурса.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Согласно положениям статьи 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

При этом управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 утверждены правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 раздела I Правил выбор специализированной организации осуществляется организатором конкурса путем проведения торгов в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Обращаем внимание, что с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 01.01.01 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утратил силу в связи с вступлением в силу Закона N 44-ФЗ.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении контракта на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

Директор Департамента развития

контрактной системы М. В.ЧЕМЕРИСОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках договора управления многоквартирным домом.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел письмо о порядке применения положений статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и сообщает следующее.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо - и энергоснабжению , услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

При этом пунктом 22 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Вместе с тем положения главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривают порядок и условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Таким образом, многоквартирный дом одновременно может содержать в себе и жилые, и нежилые помещения.

На основании изложенного полагаем, что заказчики вправе заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 22 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в рамках договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей компанией в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента развития

контрактной системы М. В.ЧЕМЕРИСОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: О требованиях к контракту, заключаемому на управление многоквартирным домом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части заключения договора управления многоквартирным домом, а также установления размера неустоек (штрафов, пеней) и сообщает.

Пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупки заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

При этом согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 - 9, 11 - 13 данной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, при заключении контракта в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан применять требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 и части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента развития

контрактной системы М. В.ЧЕМЕРИСОВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Вопрос: О заключении контракта на управление многоквартирным домом, если по решению общего собрания собственников помещений в данном доме заключен договор с управляющей организацией.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется положениями Закона N 44-ФЗ. В том числе указанным Федеральным законом установлен порядок заключения гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

Положениями статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлены требования к контракту, заключаемому заказчиком при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, в частности, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом размер пени, установленный частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, равен размеру пени, установленному частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По вопросу о возможности пролонгации контракта следует отметить, что положениями Закона N 44-ФЗ пролонгация контрактов, заключенных заказчиками, не предусмотрена.

При этом следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные контракты заключаются и оплачиваются заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 25-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" в 2015 году лимиты бюджетных обязательств на 2016 и 2017 годы главным распорядителям средств федерального бюджета (главным распорядителям средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) не доводятся.

Также отмечаем, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказчик вправе в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, если помещения в таком доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Таким образом, если общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение об определении управляющей организации и заключении с ней договора оказания услуг по управлению указанным домом на срок пять лет, то заказчик вправе заключать контракты в течение пятилетнего срока с указанной управляющей организацией как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента развития

контрактной системы М. В.ЧЕМЕРИСОВ