Основные теории экономического роста. Факторы экономического роста

В экономической науке существует два основных направления теорий экономического роста: неокейнсианское и неоклассическое и соответственно два типа моделей, его характеризующих.

Неокейнсианское направление возникло на основе идей Дж. М. Кейнса об относительной нестабильности капиталистической экономики и .

Неоклассическое направление уходит своими корнями к взглядам Адама Смита о саморегулировании рыночной экономики, факторной теории Ж.-Б. Сэя и теории предельной производительности экономических факторов Джона Бейтса Кларка.

Кейнсианство

Центральная проблема макроэкономики для кейнсианской теории — факторы, определяющие уровень и динамику , а также ею распределение на потребление и сбережение (оно затем трансформируется в накопление капитала, т.е. инвестиции). Именно сдвижением потребления и накопления Кейнс связывал объем и динамику национального дохода, проблему его реализации и достижение полной занятости.

Чем больше инвестициий, тем меньше размеры потребления сегодня и значительнее условия и предпосылки для его увеличения в перспективе. Поиск разумного соотношения между сбережением и потреблением — одно из перманентных противоречий и вместе с тем условие для совершенствования производства, умножения национального продукта.

Если сбережения превышают инвестиции, то не полностью реализуется потенциальный экономический рост страны. Если же инвестиционный спрос опережает размеры сбережения, то это ведет к «перегреву» экономики, подстегивает инфляционный рост цен и заимствования за рубежом.

Для всех моделей кейнсианского направления характерна общая зависимость между сбережением и инвестициями. Темпы прироста национального дохода зависят от нормы накопления и эффективности инвестиций.

Неокейнсианство

Среди неокейнсианских моделей в экономической науке наибольшую известность получили модели экономического роста, созданные английским экономистом Роем Харродом (1900-1978) и американским экономистом российского происхождения Евсеем Домаром (1914-1997). Предложенные ими варианты моделей весьма сходны, в них анализируется длительный период устойчивого экономического роста, одним из основных условий которого является равенство сбережений и инвестиций (). Однако в долгосрочном периоде возникает различие между сегодняшними сбережениями и завтрашними инвестициями. В силу ряда причин не все сбережения превращаются в инвестиции. Уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов. Если сбережения определяются главным образом ростом дохода, то инвестиции зависят от многих переменных: состояния конъюнктуры, уровня процентной ставки, размеров налогообложения, ожидаемой рентабельности капиталовложений.

В полной модели экономического роста Р. Харрода анализируются соотношения между тремя величинами: фактическим (), естественным () и гарантированным () темпами роста.

Исходным является уравнение фактического темпа роста:

Устойчивый темп роста производства, который обеспечивается всем приростом населения (это один фактор экономического роста) и всеми возможностями увеличения производительности труда (это второй фактор роста), Харрод называет естественным темпом роста, т.е. таким, который имел бы место, если бы не было хронической безработицы, недогрузки мощностей и экономических кризисов. Третьим фактором роста Харрод считает размеры накопленного капитала и коэффициент капиталоемкости.

Чем больше величина сбережений, тем больше размер инвестиций и выше темпы экономического роста. Зависимость между коэффициентом капиталоемкости и темпами экономического роста обратная. Естественный темп роста представляет (по Харроду) максимально возможный темп роста экономики приданном росте населения и технологических возможностях.

При устойчивом темпе роста экономики потребности в инвестициях будут выражены величиной , где — это естественный темп роста, — теми роста основною и оборотного капитала. В краткосрочном и среднесрочном периодах потребность в инвестициях может колебаться в ходе цикла за счет главным образом размеров оборотного капитала. С точки зрения длительной перспективы при неизменной норме процента является величиной постоянной, при длительном понижении нормы процента , растет, а при длительном повышении — сокращается.

Уравнение Харрода, выражающее условия равновесия или его нарушения при естественном темпе роста, имеет вид:

где S Y - сбережение.

По существу, это модификация уравнения Кейнса: . Разница втом, что, согласно Кейнсу, размеры инвестиций /определяются предельной эффективностью капитала (нормой прибыли) и ставкой процента, а Харрод связывает эти размеры с ростом населения, техническим прогрессом и коэффициентом капиталоемкости, т.е. с ростом основного и оборотного капитала. Размеры сбережения и в том, и в другом случае определяются предельной склонностью к сбережению.

Подчеркивая различие между фактическим темпом роста и естественным темпом и доказывая возможность ликвидации разрыва между ними, Харрод вводит новую категорию — «гарантированный» темп роста — . «Это прогнозируемая величина, тот всеобщий темп продвижения вперед, который устраивает предпринимателей: он определяется опытным путем, исходя из оценок прошлого и ожиданий в отношении будущего».

В уравнении гарантированного темпа роста величина относится к прошлому периоду, а величина — к будущему. т.е. увеличение размера инвестиций зависит от доли сбережения в доходе.

Если бы фактический теми роста совпадал с прогнозируемым гарантированным, то наблюдалось бы устойчивое непрерывное развитие. Однако в рыночной экономике такое равновесие случается крайне редко. Фактический темп бывает ниже или выше гарантированного, что при относительном постоянстве доли сбережения в доходе, как предполагает Р. Харрод, влияет на динамику инвестиций, соответственно понижая их или повышая. Таким образом Р. Харрод объясняет кратковременные циклические колебания.

Более длительные колебания экономической конъюнктуры Харрод анализирует на основе сопоставления гарантированного и естественного темпов роста и считает, что отношение и имеет решающее значение для определения того, будет ли на протяжении ряда лет преобладать оживление или депрессия.

Согласно так называемому фундаментальному уравнению Р. Харрода

т.е. для устойчивого гарантированного роста фактическая потребность в сбережениях равна его такой потребности, как при естественном темпе роста. Одно из непременных условий устойчивого экономического роста — равенство сбережений и инвестиций. Если сбережения превышают инвестиционный спрос, то образуются излишние запасы, не полностью используется оборудование, растет число безработных. Если же инвестиционный спрос опережает размеры сбережений, то это способствует инфляционному росту цен и «перегреву» экономики.

Неоклассическое направление

В центре неоклассического направления стоит идея равновесия, основанного на оптимальной рыночной системе, рассматриваемой как совершенный саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все производственные факторы не только отдельному экономическому субъекту, но и экономике в целом.

В реальной экономической жизни общества это равновесие нарушается. Однако моделирование равновесия позволяет найти отклонение реальных процессов от идеала.

Значительный вклад в развитие теории экономического роста внес лауреат Нобелевской премии американец Роберт Солоу (р. 1924), который модифицировал производственную функцию Кобба-Дугласа путем ввода еше одного фактора — уровня развития технологий. При этом он исходил из того, что изменение технологии приводит к одинаковому увеличению и :

где — выпуск продукции; — основной капитал; — вложенный труд (в виде заработной платы); — уровень развития технологий; — производственная функция Кобба-Дугласа.

Если доля капитала в выпуске продукции измеряется такими показателями, как капиталовооруженность (или фондовложен- ность) на одного работающего, и фондоотдача (количество продукции на одну денежную единицу производственных фондов); доля труда — на основе производительности труда, то вклад технического прогресса представляется как остаток после вычета из прироста выпуска продукции доли, полученной за счет прироста труда и капитала. Это так называемый остаток Солоу, который выражает долю экономического роста за счет технического прогресса, или «прогресса в знаниях».

Предпосылками анализа в модели Р. Солоу является: взаимозаменяемость труда и капитала (как в модели Кобба-Дугласа), убывающая предельная производительность капитала; постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия основных фондов; отсутствие инвестиционных лагов.

При неизменной численности занятых динамика объема выпуска зависит от объема капитала (в данном случае в расчете на одного занятого, т.е. капиталовооруженности (фондовооруженности). В свою очередь, объем капитала меняется под воздействием инвестиций и выбытия основных фондов. Размеры инвестиций зависят от нормы сбережения, с ростом которой они увеличиваются, превышая выбытие капитала, и фондовооруженность возрастает. С ростом фондовооруженности темп роста инвестиций (сбережений) естественно падает. Инвестиции увеличивают запас капитала, выбытие уменьшает. Уровень запаса капитала, при котором инвестиции равны его выбытию, есть равновесный уровень фондовооруженности труда. При достижении этого экономика будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия.

В случае, когда рост становится сбалансированным, его дальнейший темп зависит только от роста населения и технического прогресса.

Рост населения при том же объеме капитала снижает фондовооруженность. Привлекаемые при этом инвестиции должны не только покрыть выбытие капитала, но и обеспечить капиталом новых рабочих в прежнем объеме.

Для того чтобы фондовооруженность оставалась постоянной и при роете населения, капитал должен возрастать таким же темпом, что и население:

Технологический прогресс в модели Солоу является единственным условием непрерывного повышения уровня жизни, так как только при его наличии наблюдается устойчивый рост фондовооруженности и выпуска продукции в расчете на одного занятого, т.е. фондоотдачи.

Однако по мере роста фондовооруженности (К/Д) количество продукции на одного занятого (Q/L) возрастает в меньшей степени, чем фондовооруженность, так как падает предельная производительность капитала.

Обозначим производство продукции на одного занятого (Q/L)q, количество капитала на одного работающего (K/L) через к (капитало- или фондовооруженность), тогда производственная функция при мет следующий вид:

Как видно из рис. 23.1, по мере роста фондовооруженности происходит рост (количество продукции на одного занятого), но оно возрастает в меньшей степени, так как падает предельная производительность капитала (фондоотдача), согласно закону убывающей отдачи.

В модели Солоу объем производства определяется инвестициями и потреблением . Предполагается, что экономика носит закрытый от мирового рынка характер и отечественные инвестиции равны национальным сбережениям, или объему валового сбережения т.е. .

Рис. 23.1. Производственная функция в расчете на душу населения

В настоящее время в западных странах получила распространение концепция «экономического развития без роста» или «нулевого экономического роста». Это связано, с одной стороны, с тем, что на основе НТР уже достигнут высокий уровень подушевого производства, а с другой — значительно уменьшились темпы роста населения. Кроме того, сторонники этой концепции считают, что экономический рост приводит к нарушению биосферы жизни человека и ограничен в силу недостаточности сырьевых и топливных ресурсов планеты.

В частности, группа исследователей под руководством Дениса и Донеллы Медоуз предупреждают об опасности «глобальной катастрофы», которая грозит человечеству вследствие технического прогресса, разрушающего окружающую среду.

Полемизируя с ними, другие специалисты и ученые (известный теоретик и историк экономической мысли, российский ученый Ю. Ольсевич; германский экономист и политик Э. Пестель и др.) считают, что нужно изменить тенденции роста, ввести ограничения на использование природных ресурсов, загрязнение среды. С помощью современных технологий вполне можно смягчить противоречия между растущими потребностями и ограниченными ресурсами.

Как известно, под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое развитие экономики - процесс увеличения национального дохода и валового внутреннего продукта в долгосрочном периоде без нарушений равновесного состояния экономики. Современный экономический рост представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения.

Факторы экономического роста - это явления и процессы, определяющие темпы, масштабы и качественные характеристики прироста реального объема национального производства. Факторы экономического роста классифицируют по различным признакам.

В соответствии с выделением типов экономического роста, его факторы разделяют на две группы: экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам экономического роста относят рост затрат капитала и труда, к интенсивным факторам - научно-технический прогресс, повышение качества человеческого капитала, совершенствование системы управления и др.

Экономический рост всегда выступает как результат действия экономических и неэкономических факторов. К экономическим факторам относят увеличение количества и совершенствование качества используемых ресурсов, к неэкономическим факторам - военно-политические, географические, климатические, национальные, культурные и др.

По способу воздействия на процесс экономического роста разграничивают прямые и косвенные факторы. К прямым факторам относят изменение количества и повышение качества используемых трудовых, природных и капитальных ресурсов; совершенствование технологии и организации производства; уровень предпринимательской активности населения. К косвенным факторам относят цены на ресурсы, степень монополизации рынков, характер распределения доходов в обществе, систему налогообложения и кредитно-финансовую систему, объем платежеспособного спроса и др.

Показатели экономического роста разделяют на количественные и качественные. Основными количественными показателями являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом и на душу населения.

Динамика и темпы роста реального ВВП характеризуют общие масштабы национальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хозяйства: ∆ВВП = ВВПt - ВВПt-1, Tr = ∆ВВПt / ВВПt-1, где t-индекс времени.

Отношение реального ВВП к численности населения - ВВП на душу населения - дает представление и о темпах экономического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения. Сведения о динамике производства в расчете на душу населения применяются для характеристики уровня жизни и его сравнения с уровнем жизни в других странах.


Кроме общих количественных показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей.

Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Измеряется она отношением выпуска продукции (в масштабах страны - национального дохода) к затратам живого труда.

Трудоемкость продукции - показатель, обратный производительности труда. Трудоемкость - это затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Фондоотдача - отношение произведенного продукта к затратам капитала.

Капиталоемкость продукции - показатель, обратный фондоотдаче. Капиталоемкость - это соотношение, показывающее, какое дополнительное количество капитала необходимо для производства единицы продукции.

Кроме количественных, используются и качественные показатели экономического роста, характеризующие его социальную направленность: показатели динамики свободного времени населения, степени соцзащиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и др.

Необходимо отметить, что в доиндустриальном и индустриальном обществах основным источником экономического развития выступали материальные факторы. Становление и развитие постиндустриального общества базируется на человеческом капитале. Согласно расчетам американских экономистов, в 1890 г. 50% ВВП приходилось на долю сырьевых ресурсов. Через 100 лет их доля не превышала и 10 % - ведущее место заняли факторы, связанные с человеческим капиталом. В современных условиях в любой сфере экономической деятельности человеческий капитал выступает главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности.

Теории экономического роста - это теории, которые изучают взаимосвязь и взаимозависимость основных макроэкономических показателей и темпов экономического роста. Авторы данных теорий в их различных вариантах пытались найти источники экономического роста, решить проблемы потенциального и устойчивого роста экономики, определить условия достижения долгосрочного динамического равновесия. Главное в этих моделях - поиск способов достижения цели оптимального роста.

Основными теориями экономического роста считаются:

Кейнсианские модели динамического равновесия: модель Харрода и Домара.

Неоклассическая модель экономического роста: производственная функция Кобба-Дугласа.

Экономико-математическая модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск» В. Леонтьева.

Концепция «нулевого экономического роста».

В теориях экономического роста проблемы макроэкономического равновесия рассматриваются не в статическом, а в динамическом виде и в долговременном периоде . Главным вопросом здесь является следующий: как можно увеличить объем валового внутреннего продукта (или национального дохода) в условиях полной занятости ?

Концепция мультипликатора-акселератора

Существует несколько подходов к анализу экономического роста. В частности, концепция взаимодействия мультипликатора и акселератора раскрывает механизм экономического роста. Однако этим не исчерпывается анализ этой проблемы.

Западные теории экономического роста усиленно ищут ответ на вопрос, какова доля каждого производственного фактора в увеличении выпуска продукции, в росте получаемых доходов. Решение этой проблемы важно для поиска оптимального сочетания факторов производства, обеспечивающего увеличение темпов экономического роста.

Производственная функция

В качестве инструмента такого анализа используется производственная функция:

Y = f(K, L, N),

Простейшая производственная функция исследует воздействие на прирост выпуска продукции двух факторов: труда и капитала . Она была выведена в 20-х годах ХХ в. американским экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом , которые на основе статистических данных производства пшеницы в США пришли к выводу, что 1% прироста затрат труда расширяет выпуск в три раза больше, чем 1% прироста капитала. Результаты этого эмпирического исследования подсказывали предпринимателю, что совершенствования в области использования такого фактора, как труд, предпочтительнее, чем привлечение дополнительного капитала. В связи с этим в странах развитой рыночной экономики стали широко применять разработки, повышающие эффективность мотиваций трудовой деятельности. Появляются теории человеческих отношений, социального партнерства, целью которых становится обеспечение более высокой отдачи от использования человеческого фактора.

«Человеческий капитал» как фактор экономического роста

В последнюю четверть ХХ в. такое восприятие постоянно укреплялось. Конкуренция в условиях плотного рынка диктовала необходимость постоянного повышения качества продукции, обновления производства и ассортимента. При этом в работнике все больше ценилась его способность к нестандартным решениям, к поиску нового, адаптивность к постоянно меняющимся условиям производства. Только работник, отвечающий названным требованиям, способен внести вклад в обеспечение устойчивых позиций продукции на рынке, а тем самым и в рост доходов от ее реализации. В современных индустриальных странах квалификация работников становится ключевым фактором конкурентной борьбы. Наиболее эффективными считаются вложения в рабочую силу (образование, социальные программы и т. д.), или, по западной терминологии, вложения в человеческий капитал . Именно такие затраты и способны задействовать долгосрочные факторы экономического роста, основанного на НТП , так как квалифицированная рабочая сила обладает способностью к совершенствованию.

Экономисты обратились к исследованию проблемы «человеческого капитала» с начала 60-х годов. Вводится понятие инвестиций в «человеческий капитал», означающее совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на обучение.

Экономисты доказали, что образование прибыльно для индивида, если реальная стоимость издержек на образование и прибыль составляют положительную величину. В той степени, в какой зарплата отражает реальные продукты труда, вложения в «человеческий капитал» являются действительными инвестициями. По подсчетам, в США 2/3 всего накопленного капитала вложено в «человеческий капитал», а именно в учебные заведения, научные, исследовательские программы и центры, обучение специалистов и профессионалов.

Работа Г. Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» в 1964 г. признана Шведской королевской академией наук наиболее значительным вкладом в современную экономическую науку. Беккер проводил различие между общим образованием и специальным обучением. По его мнению, общее образование повышает в целом мастерство индивида, т. е. его предельную производительность . Однако отдельный предприниматель оплачивает это общественное благо без гарантий получения должного результата в конкретной работе и не заинтересован в оплате общего образования граждан и работников. Но любой предприниматель имеет прямую заинтересованность в специальном обучении работников, поскольку в итоге это приводит к росту производительности в конкретном бизнесе.

Беккер применил теорию «человеческого капитала» к проблеме неравенства доходов . Если конкретный индивид производит инвестиции в свое обучение, в дальнейшем это приводит к эволюции его возможностей относительно получения больших доходов. Он исследовал количественную связь между способностями и образованием, различал «человеческий капитал» вообще и специфический «человеческий капитал» фирмы . Интересно утверждение Беккера, что большая мобильность молодых работников связана не с традиционными психологическими факторами, а с тем, что старые работники располагают меньшим временем, чтобы получить прибыль от перемещения, в то время как у молодых этого времени остается гораздо больше.

В процессе своих исследований Беккер развил подход к «человеческому капиталу» в общую теорию, определяющую распределение трудового дохода. Он рассматривает поведение индивидов в данной области как рациональное: прежде чем решить, продолжать образование или нет, индивид взвешивает все выгоды и издержки. Как и любой предприниматель, индивид сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от вложений в образование с доходностью альтернативных видов инвестирования. Выводы теории с учетом структуры заработной платы были сформулированы в так называемых функциях «заработной платы - человеческого капитала», которые отражают соотношение между заработной платой и человеческим капиталом.

Г. Беккером были выведены кривые спроса и предложения инвестиций в «человеческий капитал» и создана универсальная модель распределения личных доходов. Кривые спроса на человеческий капитал (D и D 1 ) располагаются на разном уровне, что связано с неодинаковыми природными способностями индивидов, а кривые предложения (S и S 1 ) отражают их неравные финансовые возможности (рис. 6.1). «Человеческий капитал» будет распределяться неравномерно - в зависимости от индивидуальных кривых. Наибольшая неравномерность отмечается в случае, когда более способные индивиды обладают и большими финансовыми возможностями.

Рис. 6.1. Спрос, предложение и равновесие на рынке человеческого капитала:

I - инвестиции в человеческий капитал; Q - число человеческого капитала

Данная модель объясняет неравенство индивидов, связанное не только с трудом (доходами), но и с собственностью (имуществом). В случае изначально больших возможностей по вложению в «человеческий капитал», первоначально доход от таких вложений больше, чем от инвестиций в физический капитал, однако с дальнейшим ростом инвестиций отдача уменьшается. Таким образом, на определенном этапе следует переключаться с инвестирования в «человеческий капитал», на вложения в иные активы, с тем чтобы последующие поколения могли использовать такие активы для своего образования.

На основании статистических данных Беккер подсчитал, что рентабельность вложений в человеческий капитал в части получения высшего образования составляет 10–15%.

Беккер впервые ввел различие между общими и специфическими инвестициями в человеческий капитал. Под общими инвестициями он понимает получение знаний и навыков, которые индивид затем может использовать на любом месте работы, поэтому данные вложения производит сам индивид. Специфические же инвестиции - это, как правило, инвестиции каждой конкретной фирмы на обучение работника тому, что он не сможет использовать где-либо еще, кроме данной фирмы (например, порядок внутреннего документооборота). Данное различие легло в основу разработки новой теории фирмы О. Уильямсоном.

Концепция «человеческого капитала», предложенная Г. Беккером, впоследствии получила мощный импульс в своем развитии в связи с исследованиями Дж. Акерлофа . Он предложил теорию ухудшающегося рыночного отбора в результате асимметричного распределения информации между экономическими субъектами . Так, было продемонстрировано, что величина «человеческого капитала» является тем дополнительным рыночным сигналом для работодателя, который частично устраняет асимметричность распределения информации между ним и наемным работником, возникающую при трудоустройстве последнего в виде так называемой проблемы «кота в мешке».

Теория «человеческого капитала» подверглась в дальнейшем серьезной эмпирической проверке. Многие экономисты на основе большого объема статистической информации пытались верифицировать гипотезу Беккера о положительной функциональной зависимости между инвестициями в «человеческий капитал» и отдачей от этих произведенных инвестиций. Задача оказалась довольно сложной. Для американской экономики были выявлены эмпирические зависимости между сроком обучения человека за весь его жизненный цикл и среднедушевым доходом для каждого периода его возраста. В результате удалось выяснить, что среднедушевой доход не только прямо зависит от сроков обучения работника, но, что еще более важно, рост дохода опережает рост самих сроков обучения. При этом чем больше времени расходуется человеком на приобретение дополнительных знаний, умений, навыков и репутации, тем более ярко выражена эта тенденция (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Зависимость величины среднедушевого дохода для отдельных возрастных интервалов человека от сроков обучения

За базовый принят доход человека с неполным средним образованием (кривая A ). Уже при росте сроков образования в 1,15 раза среднедушевой доход увеличивается в годы пик (возраст 40–55 лет) в 1,5 раза (кривая B ). Дальнейшее увеличение продолжительности образования в 1,7 раза приводит к повышению максимальной величины среднедушевого дохода более чем в 2,3 раза (кривая С ). И, наконец, рост сроков обучения по сравнению с базовым уровнем в 2,14 раза и в 2,42 раза приводит к росту «пиковых» доходов соответственно в 3,5 раза (кривая D ) и в 4 раза (кривая E ). Следует также отметить, что для лиц, получивших более серьезное и качественное образование, вместе с ростом их «пиковых» доходов в трудоспособном возрасте растет и средняя величина аннуитетов (ежегодных платежей), которые они получают после выхода на пенсию.

Модель экономического роста Харрода - Домара

Исходя из кейнсианской модели макроэкономического равновесия, в краткосрочном периоде сбережения равны инвестициям, в долгосрочном же периоде они не совпадают. Экономисты - англичанин Р.Ф. Харрод и американец Е.Д. Домар - одновременно предложили модель для анализа экономического роста в долгосрочном периоде в рамках кейнсианских воззрений (в настоящее время она известна как модель Харрода - Домара):

G = s: c,

Из данной модели можно вывести, что темпы роста находятся в прямой зависимости от s , так как чем больше чистые сбережения , тем больше могут быть инвестиции ; темпы роста находятся в обратной зависимости от c - коэффициента капиталоемкости : чем он выше, тем ниже темпы экономического роста.

Можно рассчитать s и c из данных статистики, следовательно, используя модель Харрода - Домара, можно с известной долей вероятности прогнозировать будущие темпы экономического роста. Однако при этом она имеет слишком высокую степень агрегирования показателей , чтобы служить точным инструментом. Это, скорее, полезный инструмент теоретического анализа для разработки экономической политики.

Исследователи подметили и другой недостаток данной модели. Согласно допущениям темп роста, обеспечивающий полную загрузку мощностей, определяется одной группой факторов, а темп роста, обеспечивающий полную занятость , - другими. Их совпадение - редкий случай, и модель его не предусматривает. Замещение факторов «труд» и «капитал» не предполагается. Экономика в модели Харрода - Домара балансирует на лезвии ножа. Задача создания устойчивых темпов роста лежит вне этой модели.

Неоклассическая модель экономического роста Солоу

Свое дальнейшее развитие и совершенствование рассмотренная теория получила в неоклассической факторной модели экономического роста Роберта Солоу , которая уже предполагает замещение факторов производства , так как изменяются относительные цены на них. По Солоу, инвестиции и сбережения определяют не темпы экономического роста, а соотношение между факторами капитал - труд и объемом производства на душу населения.

За основу своей модели Солоу взял простую производственную функцию, введя в нее уровень развития технологий (Т ):

Y = Тf(K, L).

На основании своего подхода и данных о развитии американской экономики за 1909–1949 гг. Солоу определил, что более 80% роста показателя выпуска продукции на отработанный человеко-час объясняется научно-техническим прогрессом .

Таким образом, если в модели Харрода - Домара НТП выступает как фактор, внешний по отношению к экономическому росту (экзогенный), то в модели Солоу он рассматривается уже как внутренний (эндогенный) фактор, органически присущий современному экономическому развитию. Это соответствует тому, что именно НТП выступает главным фактором экономического роста в долгосрочном периоде.

Последователь Солоу - американский экономист Э. Денисон , используя данные за 1929–1982 гг., сделал детальную разбивку НТП по отдельным компонентам и определил составляющие экономического роста. Э. Денисон указал на важность процесса накопления знаний, обеспечивающих почти 2/3 вклада технического прогресса в производство. Оставшаяся 1/3 этого вклада связана с более эффективным размещением ресурсов и, кроме того, с экономией факторов производства на единицу продукции. Такую экономию при увеличении масштабов производства обеспечивает также НТП (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Факторы роста национального дохода США (1929–1982 гг.)

Выводы, сделанные на основе эмпирических исследований, позволяют определить наиболее эффективный фактор производства. Понятия роста и прогресса связаны не только с необходимостью пополнения материально-вещественной основы производства, но все в большей мере с накоплением знаний, повышением квалификации работников, без чего невозможно внедрение НТП.

«Золотое правило накопления капитала» Фелпса

Модель Солоу была использована экономистами для ответа на вопрос: каким же должен быть оптимальный экономический рост? Американский экономист Эдмунд Фелпс ответил на этот вопрос в работе «Басня для тех, кто занимается экономическим ростом», в которой рассматривал экономические проблемы придуманного им королевства Соловии (по имени Солоу). Фелпс сформулировал так называемое «золотое правило накопления капитала». Его суть состоит в том, что каждое поколение должно сберегать для будущих поколений такую долю дохода, которую оно получило от предыдущих. Иными словами, ставка процента должна быть равна темпу роста населения. В этом случае траектория экономического роста и будет оптимальной. Иногда «золотое правило» называют правилом «биологической ставки процента».

Курсовая работа по экономической теории на тему

Выполнил студент: Дуликов А.Г., Группа: 3212.

Московский Государственный Индустриальный Университет

Факультет Экономики, менеджмента и Информационных Технологий.

Москва 1999

Экономический рост.

В конце ХХ века проблема экономического роста во всём мире выдвигается в ряд первоочередных проблем экономического развития. Судьба любой страны зависит в настоящее время от механизма экономического роста, позволяющего наиболее эффективно использовать достижения научно – технического прогресса. Мировая экономическая наука достаточно давно начала изучение тенденций экономического роста. Особую актуальность эта тема имеет для сегодняшнего этапа экономических реформ. Любые меры по реформированию экономики должны вписаться в общее тенденции экономического роста индустриально развитых стран на рубеже ХХ – ХХI века. Экономический рост стал постоянным явлением, что несмотря на некоторые снижения объёмов выпуска и даже глубокий спад производства, имевший место во многих развивающихся странах в 80 – е годы, долгосрочный тренд развития в экономике большей части стран мира носит устойчиво восходящий характер. Среднегодовые темпы роста производства на душу населения в 1820 – 1980 гг. в индустриальных странах составили 1,6%. Численность населения за этот же период ежегодно возрастала на 1%. Анализируя истоки современного ЭР, Э.Мэддисон разделил последние пятнадцать веков на 4 этапа: аграрианизм, развитой аграрианизм, торговый капитализм и капитализм. Показательно, что темп роста вплоть до четвёртого этапа оставался очень низким. И лишь на фазе современного капитализма произощёл резкий скачёк. С. Кузнецов также считал, что ускорение темпов ЭР в Англии, Германии и США возникло во время пром. революции, тоесть тогда, когда капитализм становится ведущей экономической системой. В процессе ЭР происходят важные эволюционные изменения в структуре экономики. Главной отличительной особенностью современного роста является снижение относительной доли сельскохозяиственного сектора в общем объёме выпуска и занятости.Ещё одной характерной чертой современного ЭР является урбанизация, как следствие процветания индустрии. Особую актуальность проблема ЭР приобрела после Второй Мировой войныб а бум развития этих теорий падает на 50 – 60 – е годы, хотя первую попытку дать целостное представление о механизме функционирования и развития национальной экономики предпринял Й. Шумпетер в 20 – 30-е годы ХХ века.

Под экономическим ростом (ЭР) как правило понимают изменение результатов функционирования производительных сил общества и потреблённых ресурсов. Экономический рост определяет характер функционирования национального хозяйства.

Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП за некоторый период времени или как увеличение за некоторый период времени реального ВНП на душу населения. Использоватся могут оба определения. При сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах предпочтительным является второе определение. Исходя из любого из этих определений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста в %. Сам по себе экономический рост противоречив.

Увеличение общественного продукта в расчёте на душу населения означает повышения уровня жизни. Рост реального продукта влечёт за собой возрастание материального изабилия. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально – экономические внутри страны и на международном уровне.

Вопросы экономического роста приобрели для мирового сообщества особую остроту в результате того, что выявилось противоречие между производством материальных благ и безудержным истощением природных ресурсов, сопровождающимся загрязнением окружающей среды. Таким образом, новый подход к пониманию сущности экономического роста важен не только с точки зрения разрушения противоречия производства и потребления, но и с точки зрения выживания человечества.

Противоречия "" производство – потребление "" тесно связанно с экономическим ростом. С развитием товарного производства происходит развитие противоречия между производством и потреблением, оно проявляется в кризисах перепроизводства, образовании дефицита отдельных видов продукции. Углубление противоречия тормозит темпы экономического роста.

Экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптемизмом.

В современных условиях проявление противоречия производства и потребления выражается, прежде всего, в нерациональности развития производственных сил, сопровождается экологическим загрязнением окружающей среды. Природа ставит предел безудержному росту производства. Дальнейший рост производства затрудняется, таким образом, само потребление.

Сегодня экономический рост – важная особенность современного мира. Растёт численность населения, масштабы производства и занятости, национальный продукт, уровень жизни, увеличивается свободное от работы время – происходит экономический рост.

Типы экономического роста.

Существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный экономический рост означает чисто количественное наращивание объёма производства товаров и услуг при качественной неизменности факторов производства.

Экстенсивными факторами экономического роста являются: рост объёма потреблённого сырья, материалов, топлива; увеличение занятых работников; увеличение объёма инвестиций при сохранении сушествующего уровня технологий. Экстенсивный рост является исторически первоначальным путём расширенного воспроизводства. Поэтому он имеет ряд отрицательных характеристик, которые являются последствием несовершенства данного типа. Экстенсивный путь, благодаря привлечению в производство всё больше рабочей силы, способствует сокращению уровня безработицы, обеспечению наибольшей занятости рабочих ресурсов. Программа восстановления и поддержания в разумных масштабах полной занятости является неоспоримым средством ускорения темпов роста.

Интенсивный экономический рост связан с тем, что прирост производства товаров и услуг обеспечивается повышением эффективности факторов производства. Этот тип производства ведёт к преодолению ограниченности производственных ресурсов, продвигает технологический процесс.

Интенсивными факторами экономического роста являются: улучшение использования основных и оборотных фондов; повышение квалификации работников; ускорение НТП (прежде всего, внедрение новой техники и технологий путём обновления основных фондов); улучшение организации производства. В реальной действительности два противоположных типа экономического роста могут взаимодействовать, существовать вместе, так как интенсивное использование одних видов производственных ресурсов часто достигается за счёт экстенсивного применения других. В зависимости от того, какие факторы преобладают, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типах экономического роста. Интенсивное развитие более успешное чем экстенсивное.

При изучении экономического роста, как при изучении большинства экономических проблем, существенное значение играет фактор времени. С течение времени интенсивные факторы роста могут стать экстенсивными.

Измерение экономического роста

Экономический рост измеряется или как увеличение какого – либо показателя объёма национального производства (ВНП, ВВП, ЧНП) за определённый период времени, или как увеличение этого показателя на душу населения. Используется оба метода определения экономического роста в зависимости от поставленных целей, но в любом случае речь идёт о темпах роста (% в год).

Экономическая теория отличается от прочих наук тем, что все понятия и определения являются очень многосторонними. В полной мере это относится и к измерению экономического роста. Два основных метода измерения ЭР являются необходимыми, но недостаточными.

Экономический рост определяется как многогранное понятие, отражающее изменение воспроизводства в пространстве и времени. ЭР характеризуется количественными и качественными показателями, имеет социально – экономическим результатом рост национального богатства и направлен на увеличение благосостояния.

Темпы экономического роста

Экономический рост определяется процентным ростом объёмов национального производства самого по себе или на душу населения за определённый момент времени. Следовательно, что существуют высокие и низкие темпы экономического роста.

В благополучных странах темп роста не превышает 2-3 % в год, но если эти темпы выдерживаются в течении хотя бы 10 лет, то эта тенденция ещё более укрепляет национальную экономику.

Но бывает и то, что общая тенденция экономического роста нарушается. Например можно привести послевоенный рост экономики Германии. После окончания второй мировой войны экономика этой страны была разрушена, но в течении последующих нескольких десятков лет эта страна подняла свою национальную экономику на уровень экономических сверхдержав.

Ухудшение структуры рабочей силы влияет на спад экономического роста.

Прогнозы и перспективы экономического роста

В данный период времени состояние мировой экономики определяется развитием лидеров – США, Японии и Западной Европы. Экономика США, которая в начале 90-х годов испытывала заметный спад, в 1997 году достигла весьма неплохого показателя роста ВВП (5%).

Отсутствие особых перспективускорения экономического роста на Западе заставляет экспертов задуматся о возможности коренного перераспределения ролей в мировой экономике к началу следующего тысячелетия. Наблюдавшиеся до сих пор устойчиво высокие темпы роста экономики стран Восточной Азии подталкивают к мысли, что развивающие страны вообще обладают гораздо большими перспективами роста. Например, ведущие экономисты полагают, что в ближайшие 10 лет темпы роста ВВп развивающихся стран будут почти в два раза превышать темпы роста индустриальных держав.

Как известно, под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое развитие экономики - процесс увеличения национального дохода и валового внутреннего продукта в долгосрочном периоде без нарушений равновесного состояния экономики. Современный экономический рост представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения.

Факторы экономического роста - это явления и процессы, определяющие темпы, масштабы и качественные характеристики прироста реального объема национального производства. Факторы экономического роста классифицируют по различным признакам.

  • В соответствии с выделением типов экономического роста, его факторы разделяют на две группы: экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам экономического роста относят рост затрат капитала и труда, к интенсивным факторам - научно-технический прогресс , повышение качества человеческого капитала, совершенствование системы управления и др.

  • Экономический рост всегда выступает как результат действия экономических и неэкономических факторов. К экономическим факторам относят увеличение количества и совершенствование качества используемых ресурсов, к неэкономическим факторам - военно-политические, географические, климатические, национальные, культурные и др.

  • По способу воздействия на процесс экономического роста разграничивают прямые и косвенные факторы. К прямым факторам относят изменение количества и повышение качества используемых трудовых, природных и капитальных ресурсов; совершенствование технологии и организации производства; уровень предпринимательской активности населения. К косвенным факторам относят цены на ресурсы, степень монополизации рынков, характер распределения доходов в обществе, систему налогообложения и кредитно-финансовую систему, объем платежеспособного спроса и др.

Показатели экономического роста разделяют на количественные и качественные. Основными количественными показателями являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом и на душу населения.

  • Динамика и темпы роста реального ВВП характеризуют общие масштабы национальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хозяйства: ∆ВВП = ВВПt - ВВПt-1, Tr = ∆ВВПt / ВВПt-1, где t-индекс времени.
  • Отношение реального ВВП к численности населения - ВВП на душу населения - дает представление и о темпах экономического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения. Сведения о динамике производства в расчете на душу населения применяются для характеристики уровня жизни и его сравнения с уровнем жизни в других странах.

Кроме общих количественных показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей.

  • Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Измеряется она отношением выпуска продукции (в масштабах страны - национального дохода) к затратам живого труда.
  • Трудоемкость продукции - показатель, обратный производительности труда. Трудоемкость - это затраты рабочего времени на производство единицы продукции.
  • Фондоотдача - отношение произведенного продукта к затратам капитала.
  • Капиталоемкость продукции - показатель, обратный фондоотдаче. Капиталоемкость - это соотношение, показывающее, какое дополнительное количество капитала необходимо для производства единицы продукции.

Кроме количественных, используются и качественные показатели экономического роста , характеризующие его социальную направленность: показатели динамики свободного времени населения, степени соцзащиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и др.

Необходимо отметить, что в доиндустриальном и индустриальном обществах основным источником экономического развития выступали материальные факторы . Становление и развитие постиндустриального общества базируется на человеческом капитале . Согласно расчетам американских экономистов, в 1890 г. 50% ВВП приходилось на долю сырьевых ресурсов. Через 100 лет их доля не превышала и 10 % - ведущее место заняли факторы, связанные с человеческим капиталом. В современных условиях в любой сфере экономической деятельности человеческий капитал выступает главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности.

Теории экономического роста - это теории, которые изучают взаимосвязь и взаимозависимость основных макроэкономических показателей и темпов экономического роста. Авторы данных теорий в их различных вариантах пытались найти источники экономического роста, решить проблемы потенциального и устойчивого роста экономики, определить условия достижения долгосрочного динамического равновесия. Главное в этих моделях - поиск способов достижения цели оптимального роста.

Основными теориями экономического роста считаются:

  • Кейнсианские модели динамического равновесия: модель Харрода и Домара.
  • Неоклассическая модель экономического роста: производственная функция Кобба-Дугласа.
  • Экономико-математическая модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск» В. Леонтьева.
  • Концепция «нулевого экономического роста».