Налог на безработных в беларуси. Белоруссия: Вместо «налога на тунеядство» — принудительный труд и внесудебное лишение свободы

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

Массовые акции протеста против президентского декрета, направленного на искоренение социального иждивенчества. В народе этот правовой акт больше известен как «закон о тунеядстве». Сразу в нескольких городах страны - Минске, Гомеле, Могилеве, Бресте, Витебске - на улицы вышли тысячи митингующих. Они несли плакаты с надписью «Я не тунеядец» и требовали отмены спорного декрета. По мнению протестующих, этот указ не только нарушает их гражданские права, но и возвращает страну к тоталитарному прошлому. Почему белорусские власти реанимировали забытый закон советского времени и кого в республике считают тунеядцами, разбиралась .

Граждане-бездельники

Декрет №3, призванный побуждать белорусов к труду, президент подписал в апреле 2015 года. Вводя эту норму, глава государства в первую очередь заботился о занятости населения. «Чтобы все работали, заставить всех работать», - указывал Лукашенко, ставя чиновникам задачу принять меры по тотальной трудоустроенности граждан. Оставался вопрос «как?», ведь в Конституции оговорено лишь право людей на работу. Ответ нашелся в разделе об обязанностях. Согласно одной из статей главного закона, каждый гражданин обязан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов. К исполнению этой нормы и пристегнули развернутую в стране борьбу с тунеядством.

С тех пор каждый житель Белоруссии, официально не трудоустроенный более полугода и не состоящий на учете в центре занятости, обязан оплачивать специальный сбор в размере около 250 долларов. Примечательно, что декрет о бездельниках распространяется не только на граждан республики, но и на живущих здесь иностранцев, а также на лиц без гражданства. Тем, кто попробует уклониться от этой повинности, грозит штраф или арест на 15 суток с непременным привлечением к общественно-полезному труду. С другой стороны, законопослушным тунеядцам, вовремя вносящим в казну предусмотренный налог, полагается десятипроцентная скидка.

От уплаты сбора освобождены студенты, священники, недееспособные, инвалиды, несовершеннолетние, женщины после 55 и мужчины после 60 лет. Не считались бездельниками и те, кто воспитывал ребенка в возрасте до семи лет, родители детей-инвалидов, а также трех и более несовершеннолетних отпрысков.

Шаг вперед и два назад

Белорусы восприняли декрет №3 без воодушевления. Когда стало ясно, что признанные по закону бездельниками вот-вот взбунтуются, власти решили несколько видоизменить закон. В начале 2017-го Лукашенко утвердил его новую редакцию. Из списка «социальных иждивенцев» убрали спортсменов и тех, кто проходит альтернативную воинскую службу. Также снисхождения заслужили граждане страны, оказавшиеся в «трудной жизненной ситуации» - например, кто больше полугода ухаживал за больными родственниками.

Вместе с тем обновленный декрет неприятно удивил родителей дошколят. Оказалось, что неработающие мамы и папы детсадовцев теперь пополнили ряды белорусских «тунеядцев». Также к бездельникам неожиданно писателей, поэтов и журналистов, позволяющих себе критиковать действующую власть и государственную политику. Все потому, что они состоят в непризнанных властью творческих объединениях, которые не вошли в недавно утвержденный Министерством культуры Белоруссии перечень профессиональных союзов. Кстати, в одном из таких альтернативных объединений числится нобелевский лауреат , не являющаяся членом официального Союза писателей Белоруссии.

Причем на уплату «налога на тунеядство» независимым работникам пера отвели считаные дни: постановление культурного ведомства вступило в силу 17 февраля, а срок уплаты сбора истек в республике 20 февраля.

Гнев тунеядцев

Накануне, 19 февраля, в ряде белорусских городов граждане, попавшие под декрет о социальных иждивенцах, протесты. В Гомеле в акции приняли участие до трех тысяч человек. Митингующие прошли по центру города, от площади Восстания до площади Ленина, скандируя «Нет декрету №3! Лукашенко, уходи!» и «Я не тунеядец!». В Могилеве, Бресте и Витебске на акции протеста собирались до полутысячи горожан.

Двумя днями ранее против налога на безделье жители столицы республики - в «марше рассерженных тунеядцев» приняли участие около двух тысяч минчан. Лидеры протестующих пообещали властям общереспубликанскую акцию, если глава государства не отменит декрет №3. Стоит отметить, что хотя выступления противников «закона о тунеядстве» не были санкционированы властями, милиция не чинила препятствий выражающим недовольство гражданам.

За неделю до истечения срока уплаты сбора в белорусском , что его уплатили менее 46 тысяч граждан. В казну поступило порядка 14 миллионов рублей (эквивалентно 433 миллионам российских рублей). А «письма счастья», уведомляющие о начисленном платеже, были направлены 470 тысячам белорусов. Начальник главного управления налогообложения физических лиц Михаил Рассолько не рискнул прогнозировать, сколько граждан уплатит налог. По его словам, местные органы власти и советы депутатов буквально завалили жалобами и просьбами. «Граждане обращаются за возможностью освобождения от уплаты этого сбора», - чиновник.

Кто не работает...

Вышедшие на митинги граждане страны требовали не послаблений, а полной отмены «декрета о тунеядстве». По их мнению, он противозаконен. «В Налоговом кодексе нет сегодня такого сбора, который есть в декрете», - отмечает профсоюзный лидер Геннадий Федынич. Конституция Белоруссии гарантирует гражданам право на труд. «Человек право имеет, это право его, а не обязанность!» - подчеркнул политик.

Другая участница митинга, Майя Наумова, говорит, что ищет работу второй год. На прежнем месте ее сократили, с тех пор подобрать подходящую вакансию не получается. «Звонила одному из работодателей. Говорит - приезжайте на собеседование, будете пятнадцатой», - рассказывает женщина. Она уточнила, что ездить надо было на другой конец города, а речь шла о месте продавца.

Как и другие протестующие, Майя получила извещение из налоговой инспекции о том, что она попала под действие декрета «о социальных иждивенцах». За период вынужденного безделья она должна заплатить государству 360 белорусских рублей (около 12 тысяч российских рублей). «Их нет! Откуда, если я не работаю? Мама [пенсионерка], что ли должна платить моя? А на что тогда жить?» - возмущается Майя.

Участник «марша рассерженных тунеядцев» Вугар Иманов из Слуцка считает декрет №3 глупым и несправедливым. «Если я с начала 2016 года только в декабре смог устроиться на работу. Если нет вакансий, нет трудовых мест, какой налог?» -недоумевает он.

Выбились в лидеры

Между тем по темпам роста безработицы Белоруссия в 2016 году обогнала все страны постсоветского пространства. За последний год количество официально зарегистрированных нетрудоустроенных в республике выросло более чем на треть. А по размеру выплачиваемого безработным пособия страна остается в аутсайдерах. Не имеющие возможности устроиться на работу граждане получают от государства 13 долларов в месяц. При этом официальный прожиточный минимум, учитывающий минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья, равен в Белоруссии 80 долларам.

Что этот правовой акт поможет обществу излечиться от потребительских настроений. Президент подчеркивал, что каждый белорус должен участвовать в создании социальных благ. «Человек, могущий работать, не инвалид, он должен работать и приносить пользу своей стране», - уверен глава государства.

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных» .

А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».

Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.

Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.

Как все начиналось?

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий - это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму . Т.е. покупка коробки спичек - тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

В чем суть налога на тунеядство?

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 .

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль .

«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.

Кто не стал тунеядцем?

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане ;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение - штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, налога при или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) , пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

3001

19.01.2017 Материал подготовлен инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Бобруйску. Фото Александра ЧУГУЕВА.

На вопросы, связанные с уплатой сбора на финансирование государственных расходов, отвечают специалисты инспекции МНС Республики Беларусь по г. Бобруйску.

«Кто должен платить сбор на финансирование государственных расходов и в какой сумме?».

– Декретом Президента* установлена такая обязанность для граждан Республики Беларусь, а также постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году. Размер сбора – 20 базовых величин**.

«Моя мать является инвалидом 1-й группы, сейчас я оформляю документы по уходу за инвалидом. Необходимо ли мне платить налог за тунеядство?».

– В период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Поэтому время получения вами пособия по уходу за матерью-инвалидом I группы будет включаться в период участия в финансировании государственных расходов. В случае, если в 2015 году вы не получали пособие и иным образом не участвовали в финансировании государственных расходов, то за 2015 год вы будете являться плательщиком сбора.

«Сын учится за границей, однако на его имя пришло извещение на уплату сбора. Я позвонила в налоговую и пояснила, что сын учится в ВУЗе за границей. В налоговой инспекции порекомендовали представить справку из учебного заведения о том, что он в 2015 году обучался на дневной форме. Почему мой сын должен сам ее предоставить, почему инспекция не может сделать соответствующий запрос? Возможно ли данную справку представить на иностранном языке?».

– Гражданин, получивший извещение, вправе представить документы или пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сбора. Для подтверждения факта получения образования в дневной форме либо для подтверждения нахождения на территории иностранного государства более 183 дней вашему сыну необходимо предоставить такие документы и или пояснения.

Следует уточнить, что информация об обучении граждан в белорусских учреждениях образования представляется в налоговые органы. А вот информацию о периоде обучения в 2015 году в иностранном вузе может представить только сам гражданин или его представитель. Представляемые в налоговые органы документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык.

«В феврале 2015 году я уволился с работы. Решил заняться ремесленной деятельностью и 2 мая 2015 года уплатил сбор в размере 1 базовой величины. Почему мне пришло извещение на уплату сбора?».

– В период участия в финансировании государственных расходов в 2015 году включается период осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.

Вами уплачен сбор за осуществление ремесленной деятельности 2.05.2015, то есть, за период с 3.05 по 31.12.2015. Следовательно, период осуществления вами ремесленной деятельности в 2015 году не включается в период участия в финансировании государственных расходов в этом же году, так как оплата сбора за осуществление ремесленной деятельности в 2015 году должна быть произведена не позднее 29.12.2014, то есть, за полный налоговый период (2015 год).

Таким образом, вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.

«Сын в 2015 году служил в армии. Должен ли он платить сбор?».

– Если ваш сын в 2015 году не менее 183 дней являлся военнослужащим срочной службы либо иным образом участвовал в финансировании государственных расходов, то он не будет признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.

«Что будет в случае, если я, получив извещение об уплате налога, не уплачу его, так как, согласно законодательству, попадаю в категорию тех, кто освобожден от его уплаты? Не хочу тратить время на доказывание своего права на освобождение».

– Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней представить в налоговый орган документы или пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора.

Если такие пояснения гражданином не представлены, то он обязан уплатить в установленный законодательством срок исчисленную к уплате сумму сбора. За неуплату или неполную уплату суммы сбора предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест. Взыскание сбора в данном случае будет производиться в принудительном порядке.

«Имею удостоверение инвалида. Инвалидность не продлена, но и не снята в установленном законодательством порядке, то есть, нет освидетельствования и заключения МРЭК. Необходимо ли мне платить сбор?».

– В соответствии с нормами Декрета от уплаты сбора освобождаются граждане, которые в налоговом периоде были признаны или являлись инвалидами, а также были признаны инвалидами в году, следующем за налоговым периодом (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности). Таким образом, если в 2015 году вы являлись инвалидом, то вы освобождаетесь от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.

«По состоянию здоровья не могу работать, периодически нахожусь на лечении в больнице, содержит муж. Врачи причину недомоганий уже несколько лет установить не могут, поэтому не могу документально оформить недееспособность. В связи с тем, что не имела места работы в 2015 году, больничные листы мне не выдавались. Врачи мне рекомендовали не работать. Есть ли в данной ситуации возможность освободить меня от уплаты сбора?».

– В период участия в финансировании государственных расходов включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его дубликатом. В случае невозможности подтвердить факт нетрудоспособности вы будете признаваться плательщиком сбора.

Следует отметить, что любой закон устанавливает общие для всех обязанности, не учитывая при этом особенности конкретных жизненных ситуаций. В этой связи Налоговым кодексом Республики Беларусь предоставлено право местным Советам депутатов или, по их поручению, местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.

*Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года №3 «О предупреждении социального иждивенчества».