Национальное хозяйство. Его структура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

национальный экономика российский

В современном мире большое внимание уделяется развитию рыночных отношений и экономических связей между странами, а так же мировой торговле и других факторов, которые оказывают влияние на развитие экономики. Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства. Национальную экономику формируют государственный, частный и иностранный секторы экономики.

В своем становлении и развитии национальное хозяйство прошло долгий и сложный путь. Некоторые исследователи его возникновение относят еще к временам Древнего Рима. Римская империя, полагают некоторые ученые, была системой всемирного хозяйства того времени. Другие ученые отсчет функционирования национального хозяйства ведут со времени великих географических открытий XV-XVI вв., которые привели к ускоренному развитию международной торговли драгоценностями, пряностями, рабами. Выбранная мной тема была, есть и будет актуальна во все времена, так как характер и направленность экономического развития национального хозяйства являются предметом пристального внимания экономистов и политиков: от того, какие динамические процессы протекают в экономическом развитии, какие при этом наблюдаются воспроизводственные и структурные изменения в хозяйственной системе зависят состояние и перспективы экономической жизни страны. Будущее национального хозяйства многовариантно. Траектория его долгосрочного развития формируется исходя из тех потенциальных возможностей, которыми оно располагает и с учетом того, как глобальные тенденции используются при принятии управленческих решений. Вместе с тем современная экономическая наука испытывает трудности при определении будущего национального хозяйства в связи с отсутствием целостной и реалистичной теории экономического развития. Без такой теории экономическая наука превращается в набор аналитических инструментов с ограниченной областью применения и не создает совокупной картины развития национального хозяйства и системной эволюции хозяйственных отношений.

1. Понятие, становление и сущность национального хозяйства

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.

Структура национального хозяйства представляет собой совокупность пропорций и отношений, которые сложились в данной момент и включает экономическую структуру и структуру обрамления; является результатом развития общего разделения труда в производстве. Экономическая структура характеризует отношения домашних хозяйств, фирм, сфер, отраслей, а также соотношение национального и мирового хозяйства. Структура обрамления характеризует окружающую среду экономической деятельности, прежде всего социальную, политическую, демографическую структуру. Любая национальная экономическая система состоит из совокупности отраслей - определенных областей экономической деятельности. В воспроизводственном аспекте структура национальной экономики делится на сферы, т.е. группы однородных отраслей. В национальной экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные сферы:

1. Материальное производство: промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, связанные с производством материальных благ.

2. Нематериальное производство: наука и научное обслуживание, искусство и культура, образование, здравоохранение и другие отрасли, связанные с производством, духовных благ и услуг; нематериальное производство создает продукт - накопленные научные знания, информация, произведения литературы и искусства, все виды услуг, оказываемых населению и др.

Это производство имеет свои особенности: 1) удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности; 2) он непосредственно не участвует в материальном производстве, но составляет его необходимое условие. Продукт нематериального производства также обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Первая заключается в возможности удовлетворения потребностей в этом продукте, вторая - измеряется количеством затраченного труда на его производство.

3. Непроизводственная сфера: оборона, религиозные, юридические и другие общественные организации.

Социально-экономическая структура характеризует деление национальной экономики на секторы, т.е. совокупности социально-экономических единиц, объединенные определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т.п. Важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства.

Территориальная структура означает деление национальной экономики на экономические районы. В структуре производственной деятельности выделяют 3 сферы национальной экономики:

1. Первичный сектор - добывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и т. д.

2. Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность

3. Сфера услуг.

Анализ хозяйственного функционирования национальной экономики сегодня основывается на технике Системы Национальных Счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования.

Конечной целью развития национальной экономики является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Для достижения этой цели необходима постоянная работа всех звеньев экономической системы по обеспечению развития науки и техники, рациональному использованию ограниченных экономических ресурсов, по сдерживанию инфляции и безработицы, по решению комплекса социальных задач. Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Важнейшим итоговым показателем макроэкономического развития является темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень эффективности национальной экономики, а следовательно, и оценка выбранных моделей, видов, типов и методов экономического развития данного общества.

Оптимальная структура национального хозяйства страны создается в результате эффективной многолетней экономической политики, учитывающей как государственные условия развития экономики, так и особенности развития мирового хозяйства.

Перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

2.Проблемы оптимизации национальной экономики

Оптимизация национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу оптимизации составляет пропорциональность. Оптимизация и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании оптимизации путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение -- предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике России преобладает производство средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни -- в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального производства .

На оптимизацию национальной экономики влияет скудность топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, собственной металлургической базы. Кроме того, переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри единой страны. Поэтому проблемы оптимизации решаются на основе межгосударственных договоров.

В период перехода к рынку национальная экономика Россия характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную оптимизацию, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими странами и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями и запросами мирового рынка. Для России в настоящее время характерны снижение численности населения, его старение, рост заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы; высок уровень инфляции и девальвации рубля; недостаточное финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Все это не способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс. человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения. Высоким стал уровень преступности, расширилось влияние ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса.

Заключение

Итак, подведем итоги:

· Национальное хозяйство является основным объектом исследование макроэкономики и представляет собой совокупность всех экономических процессов, протекающих в данном государстве.

Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйственности; экономическая деятельность всех хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации; это так же сложнохозяйственная система, развивающаяся по своим специфическим законам.

· Структура национального хозяйства заключается в соотношении пропорций составных частей национальной экономики, (воспроизводственная структура, социальная, отраслевая, территориальная, внешнеторговая, инфраструктуру).

· Структурной политикой называется деятельность государства по поддержанию оптимальных соотношений составных частей национального хозяйства.

· Научно-технический прогресс оказывает большое влияние на структурную политику, т.к. изменяет структуру промышленности.

· Структурная политика должна быть гибкой, и лишь дополнять рынок, а не заменять его.

· Современная экономика России находится в достаточно тяжелом положении и нуждается в проведении эффективной структурной политики.

· Основными методами структурной политики в России являются институциональные методы, нормотворчество, бюджетное регулирование, монетарные методы.

· Структурная политика РФ заключается в поддержке нужных, отраслей промышленности, земельной реформе в АПК, социальных реформах.

На мой взгляд, особое внимание в России следует уделить социальным преобразованиям, причем здесь нужно провести достаточно серьёзные реформы, поскольку одни только проекты иногда оказываются малоэффективными, а система социальной помощи разработана недостаточно.

Литература

1. Акопова Е.С «Мировая экономика и международные отношения». - М., Феникс, 2005.

2. Зевин Л.З., Стрепетова М.П., Ушакова Н.А. «Экономическое развитие России в эпоху глобализации: роль внешнего фактора» //Россия и соврем. мир. -2001.-№1.-С.41-57.3. Колесов В.П., Ю.В.Шишков, Э.Г.Кочетов «Глобализация мирового хозяйства и место России» / М.:ТЕИС,2005.-С.51-59.

4. В.К. Ломакин «Мировая ЭКОНОМИКА». - М. : Юнити. 2003.

5. Тедеев А.А. «Налоги и налогообложение: учебник для ВУЗов». - М.: «Приот-Издат», 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и признаки социального рыночного хозяйства. Система институтов и модели социального рыночного хозяйства. Роль и значение государственного вмешательства в экономические процессы. Положение России на пути к социальному рыночному хозяйству.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Теоретические основы социального рыночного хозяйства, его основные признаки. Роль государства в социальном рыночном хозяйстве, национальные особенности его моделей. Проблемы и перспективы социального рыночного хозяйства в России на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    Структура национального хозяйства. Понятие структурной политики. Национальное хозяйство, его структура. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП. Особенности структурной политики России на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2009

    Понятие национальной экономики. Изучение системы национальных счетов и ее основных показателей. Формы и методы измерения валового внутреннего и национального продукта. Особенности структуры народного хозяйства и макроэкономические показатели развития РФ.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Структура национальной экономики, виды структур и основные пропорции и соотношения в структуре хозяйства. Структура экономики Кыргызской республики. Изменения ВВП и структура общественного производства Кыргызстана. Стабилизация национального хозяйства.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2011

    Анализ структуры экономики России. Теория макроэкономического равновесия. Разработка и использование межотраслевого баланса. Подходы его формирования и математический расчет. Исследование проблемы моделирования развития национального рыночного хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Развитие аграрного сектора в России. Формы и методы аграрной политики страны. Проблемы сельского хозяйства. Государственные программы отрасли. Результаты и последствия для сферы сельского хозяйства вступления России во Всемирную торговую организацию.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2013

    Макроэкономические цели и структура национальной экономики. Результаты и показатели функционирования национального хозяйства. Динамика основных макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическая политика, пути ее формирования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Характеристика народного хозяйства Российской Федерации, особенности его структуры и основные перспективы. Классификатор отраслей народного хозяйства. Анализ современного состояния народного хозяйства. Модернизация собственности и финансовой системы.

Национальная экономика - исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая сложившиеся в народном хозяйстве формы общественного труда.

Цели функционирования национальной экономики: высокий уровень занятости; стабильные и высокие темпы экономического роста; стабильный уровень цен; положительное сальдо внешнеторгового баланса.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период времени используются такие, как ВНП, ВВП, ЧИП, НД, АД, РД.

ВНП (валовой национальный продукт) - стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, созданная субъектами данной страны как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

ВВП (валовой внутренний продукт) - стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, созданных всеми производителями на территории данной страны независимо от национальной принадлежности факторов производства.

Методы расчета ВНП и ВВП:

По расходам, т.е. ВНП (ВВП) представляет собой сумму расходов субъектов национальной экономики на приобретение конечного национального продукта.

Виды расходов:

Личные потребительские расходы (С);

Валовые частные внутренние инвестиции (I);

® Государственные закупки товаров и услуг (G);

» Расходы заграницы на приобретение отечественных товаров (чистый экспорт) (X).

Таким образом, ВНП (ВВП) по расходам:

ВНП = C + I + G + X.

По доходам, т.е. ВНП (ВВП) представляет собой сумму доходов субъектов национальной экономики от реализации конечного национального продукта.

Виды доходов: Вознаграждение за труд наемных работников (Z) Рентные платежи (доходы собственников земли, зданий и сооружений от сдачи их в аренду) (R) Проценты по предоставленным кредитам (К) Прибыль (прибыль корпоративного и некорпоративного секторов экономики) (Р) Амортизационные отчисления (А) Косвенные налоги на бизнес (доход государства) (N6) Т.о., ВНП (ВВП) по доходам:

ВНП = Z + R + K + P + A + N6.

По добавленной стоимости (производственный метод), т.е. ВНП представляет собой сумму добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны.

Добавленная стоимость (ДС) - стоимость, созданная в процессе производства, которую добавляет фирма (отрасль) к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации про-дукции.

ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах, называется номинальным, а рассчитанный в постоянных ценах - реальным.



Дефлятор (индекс цен) выражает различия между номинальным и реальным ВВП (ВНП). Это показатель, характеризующий изменение ВВП (ВНП) за счет изменения цен, и определяется как отношение номинального ВВП (ВНП) к реальному ВВП (ВНП).

Другие макроэкономические показатели:

ЧНП (чистый национальный продукт) - сумма конечной продукции и услуг, оставшаяся для потребления после замены списанного оборудования.

ЧНП=ВНП-А

НД (национальный доход) - характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП,

ЯД = ЧНП - N6

НД делится на две части: фонд накопления и фонд потребления.

ЛД (личный доход) - показывает перераспределительные про- 11ессы в национальном доходе, т.е. сколько денежных средств поступило на цели личного потребления населения.

ЛД=НД - налоги на прибыль корпораций - нераспределенные прибыли корпораций - взносы на социальное страхование + трансфертные платежи.

РД (располагаемый доход) - доход, который может быть использован для непосредственного расходования домашними хозяйствами, выступающий в формах потребительских расходов и личных сбережений.

РД-ЛД - Общий объем личных налогов.

3. НБ (национальное богатство) - совокупность материальных и нематериальных благ, которыми располагает общество и которые созданы трудом людей за весь предшествующий период.

Структура НБ:

Материальные результаты:

Основные фонды (производственные и непроизводственные);

Материальные оборотные фонды (запасы сырья, остатки незавершенного производства, запасы готовой продукции);

Товарные запасы народного хозяйства;

Государственные резервы, в т. ч. страховые, запасы оборонного назначения, золотой запас;

Предметы длительного пользования домашних хозяйств (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно- бытового хозяйственного обихода);



Природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (освоенные земли, леса, воды, богатства земных недр и др.);

Нематериальные результаты:

Научный потенциал;

Образовательный потенциал;

Квалификационный потенциал;

Культурный потенциал.

Проблема национального богатства была предметом исследования многих экономистов. Впервые НБ было исчислено английским экономистом У. Петти в 1664 г. Во Франции первая оценка НБ относится к 1789 г., в США - к 1805, в России - к 1864.

Национальное хозяйство - сложная многоуровневая система, состоящая из множества различного рода элементов: секторов, комплексов, отраслей и т. и. Их состав и соотношение между отдельными элементами формируют макрос труктуру экономики.

Теория структуры играет весьма важную роль в объяснении закономерностей функционирования национальной экономической системы. В ней отражаются глубинные факторы экономической динамики, результаты процесса воспроизводства. Рост объема выпуска продукции в стоимостном выражении испытывает на себе влияние снижения цен под действием НТП и других качественных факторов, что ведет к относительному уменьшению объемов воспроизводства. Экономический прогресс в этом случае находит своё воплощение в параметрах макроструктуры, в структурных преобразованиях национального хозяйства, что обеспечивает получение так называемого структурного эффекта. Вместе с гем резкие изменения структуры вызывают структурные кризисы, ведущие к весьма болезненным последствиям для национальной экономики и международных экономических отношений. Так, энергетический кризис 1973 г., обусловленный резким ростом мировых цен на нефть, оказал глубокое и долговременное влияние на развитие экономики многих стран, изменил отношение населения и правительств к проблеме ресурсосбережения. Большие потрясения вызывают финансовые, валютные кризисы, перепроизводство или недопроизводство сельскохозяйственной продукции (аграрные кризисы). Резкие структурные изменения связаны с индустриализацией или деиндустриализацией страны, милитаризацией экономики.

Структура национального хозяйства (макроструктура) может рассматриваться в различных аспектах: с точки зрения состава и соотношений сфер деятельности (секторов экономики), отраслевого состава, в воспроизводственном и региональном аспектах. Немаловажное значение имеют структурные соотношения отдельных сторон экономики (внешнеторговая структура, состав, соотношение экономического потенциала, национального богатства и т. и.). В настоящее время на основе системы национального счетоводства статистика выделяет 5 институциональных секторов:

  • нефинансовые предприятия;
  • финансовые учреждения;
  • государственные учреждения;
  • некоммерческие организации;
  • домашние хозяйства.

С точки зрения классификации отраслей хозяйственной деятельности по их функциональному назначению различают следующие сферы:

  • 1. Материальное производство или товарный сектор: сельское хозяйство, промышленность, строительство, водо-, газо- и энергоснабжение, в котором производятся материальные блага (товары).
  • 2. Сфера (сектор) товарных услуг и распределения: транспорт, торговля и хранение, где осуществляется распределение материальных благ - посредничество между материальным производством и населением.
  • 3. Сфера нематериальных услуг: образование и культура, здравоохранение и физическая культура, спорт, социальное обслуживание, другие государственные организации, здесь отражается также амортизация основных фондов страны.

Статистика по системе национального счетоводства (СНС) выделяет ныне следующие виды экономической деятельности:

  • 1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • 2. Рыболовство и рыбоводство;
  • 3. Добыча полезных ископаемых;
  • 4. Обрабатывающие производства;
  • 5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • 6. Строительство;
  • 7. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта и предметов личного пользования;
  • 8. Гостиницы и рестораны;
  • 9. Транспорт и связь;
  • 10. Финансовая деятельность;
  • 11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
  • 12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение;
  • 13. Образование;
  • 14. Здравоохранение и предоставление услуг;
  • 15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Воспроизводственная структура национального хозяйства рассматривается в разрезе соотношения между потреблением и накоплением, между элементами основных фондов, сферой производства и сферой услуг.

Весьма важное значение для экономического развития имеет доля накопления во вновь произведенном продукте. Обычно доля накопления составляет для развитых стран 15-20 % национального дохода (для Японии - до 30 %). В России доля накопления за последние 20 лет существенно снизилась и составляет около 15 %.

Наиболее широкое распространение получила отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства .

К отраслям промышленности статистика относит 16 отраслей: энергетика, включающая в себя 7 производств, топливная промышленность (16 производств), черная металлургия (11), цветная металлургия (36), химическая и нефтехимическая промышленность (32), машиностроение и металлообработка (136), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно- бумажная промышленность (19), промышленность строительных материалов (32), стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (10), лёгкая промышленность (48), пищевая промышленность (34), микробиологическая промышленность (7), мукомольно-крупяная и комбикормовая нромышленность (2), медицинская промышленность (3), полиграфическая промышленность и другие отрасли (13 производств).

Отраслевая структура но видам деятельности в 2012 г. выглядела следующим образом: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3,8% в объёме ВВП; добыча полезных ископаемых - 10,9; обрабатывающие отрасли - 15,9; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 5,1; строительство - 6,5; торговля - 19,7; транспорт и связь - 8,2; финансовая деятельность 17,1; госунравление - 13,5%.

Имеет место тенденция объединения отдельных отраслей в более крупные, однородные комплексы (топливно-энергетический, горно- металлургический, военно-нромыш- ленный, aipapHO-промышленный, потребительский и др.). За рубежом используется понятие кластеров отраслей (производство товаров для дома, кластер здравоохранения, куда входят фармацевтика, производство медицинского оборудования и т. гг). Формируются кластеры и в России. Так в Ивановской области создан текстильный кластер.

Стержнем современной экономики выступает наукоемкий, высокотехнологичный сектор. Последний включает в себя авиаракетно- космический комплекс, радиоэлектронный комплекс, специализированные военноориентированные отрасли", наукоемкий сектор химической промышленности", атомную промышленность, включая производство электроэнергии на АЭС, а также утилизация ядерных отходов.

Большое значение в России имеет топливно-энергетический комплекс, на который приходится около 30 % промышленной продукции, 32 % доходов консолидированног о бюджета и 54 % федерального бюджета, 54 % экспорта и 45 % валютных поступлений. На горно-металлургический комплекс приходится 16,3 % промышленной продукции, чёрная металлургия даёт 8 % выручки, 6 % платежей в бюджет и 12 млрд. р. отчислений во внебюджетные фонды.

Особое значение для социально ориентированной экономики имеет потребительский комплекс - совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством товаров народного потребления и предоставлением населению услуг. Потребительский комплекс за пореформенные годы претерпел существенные преобразования - резко затормозилось развитие главных отраслей и производств под влиянием общего спада и наплыва иностранных товаров. Вместе с тем повысился объем оказываемых услуг населению. Доля всех услуг превышает половину созданного в России ВВП (53,5 %).

Структура промышленного производства России по-прежнему носит сырьевой характер, низка доля инновационных производств. В 2012 г. добыто нефти с конденсатом - 508,3 млн. т (Россия гго добьгче нефти вышла на ггервое место в мире), природного газа - 655 млрд. куб. м. (второе после США место в мире), каменного угля - 366 млн. т условного топлива (третье место в мире после США и КНР). Выработано электроэнергии - 1069,3 млрд. кВт.ч, в том числе на АЭС - 173 млрд. кВт.ч. (16%). Наибольший объём производства электроэнергии наблюдается в Тюменской области (103 млрд. кВт.ч), Иркутской области (62,6 млрд. кВт.ч), Красноярском крае (56,7 млрд. кВт.ч).

Одним из эффективных инструментов анализа макроструктуры является межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой шахматную таблицу, где в подлежащем и сказуемом отрасли народного хозяйст ва. Идея межотраслевого баланса была положена экономической таблицей Кэне (1783 г.). Впервые он стал разрабатываться в 20-с годы двадцатого столетия в СССР, его разработка связана с именем В.В.Леонтьева (метод «затраты-выпуск»), в будущем лауреата Нобелевской премии, полученную им за использования метода «затраты-выпуск» для анализа американской экономики. В дальнейшем интерес к разработке межотраслевых балансов возобновился в пятидесятые годы в связи с развитием экономико-математических методов и применения ЭВМ. Последние варианты МОБ Российской экономики но системе национального счетоводства были разработаны в 1991, 1995 и 2011 гг.

Современная схема МОБ представлена тремя квадрантами. Первый квадрант отражает внутрипроизводственное потребление (простое воспроизводство), г. е. представляет собой промежуточный продукт.

Второй квадрант отражает конечный продукт, который направляется на личное и общественное потребление, он включает в себя также накопления капитала и результаты внешней торговли.

Третий квадрант характеризует производство национального дохода, т. е. здесь отражается стоимостной разрез национального производства - гак называемая условно чистая продукция (добавленная стоимость). Ранее выделялся четвертый квадрант, где отражался процесс перераспределения национального дохода.

В схеме МОБ по СНС используются показатели валового национального продукта (ВНП) и внутреннего продукта (ВВП), т. е. МОБ включают в себя и услуги. В данной схеме расширилась номенклатура отраслей, более подробно отражаются источники доходов.

Основными характеристиками межотраслевого баланса наряду с конечным и промежуточным продуктом являются коэффициенты прямых и полных затрат. Первые характеризуют затраты данной отрасли на единицу продукции других отраслей, вторые отражают затраты по всему кругу сопряженных отраслей на единицу продукции данной отрасли.

Анализ межотраслевого баланса как страны, гак и отдельных регионов позволяет видеть реальную структуру народного хозяйства, межотраслевые связи и эффективность национальной экономики.

Территориальная структура характеризует долю отдельных частей и ра йонов в объёме произведенного ВВП и других экономических показателей. Удельный вес промышленного и сельскохозяйственного производства европейской и азиатской зон России представлен в табл. 2.1.

Доля европейской и азиатской зон России, %

Таблица 2.1

Как видно из таблицы, в европейской зоне преобладает перерабатывающая промышленность: машиностроение (90%) и др. В гоже время велика доля чёрной металлургии - 85%, химической и нефтехимической промышленности - 84% и даже лесной и целлюлозно-бумажной - 70%.

В азиатской зоне преобладают добывающие отрасли: топливная - 56,4%, цветная металлургия - 62%. Сибирь и Дальний Восток в 2013 г. обеспечили 390 млрд. долл, валютных постунлений страны из 527 млрд, долл. (74%).

  • В соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всехвидов экономической деятельности (МСОК) экономическая деятельность определяется как сочетание действий, приводящих к получению определенного перечняпродукции. Отрасль экономики есть совокупность всех производственных единиц,осуществляющих одинаовый или сходный вид производственной деятельности.

Технологический и социально-экономические подходы к определения значения термина «национальная экономика» позволяют представить её как сложное системное явление, заключающее в себе несколько относительно самостоятельных элементов.

Другими словами, структура национального хозяйства (экономики) представляет собой совокупность пропорций и отношений всех элементов экономической системы страны при данных условиях и в данный момент времени . Результатом изменения экономической структуры является структурный эффект. Он отражает связь между индексом изменения структуры и ростом важнейших показателей динамики экономической системы.

В структуре национальной экономики, как правило, выделяют следующие ее элементы:

Воспроизводственную структуру;

Социальную структуру;

Отраслевую структуру;

Региональную (территориальную) структуру;

Внешнеторговую структуру

Инфраструктуру рыночной экономики.

Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Воспроизводственная структура определяет совокупность пропорций и отношений, характеризующих возможности роста экономической системы и её эффективность. Наиболее важными воспроизводственными пропорциями являются соотношения между подразделениями общественного воспроизводства.

Можно выделить три подразделения общественного воспроизводства.

Первое подразделение - часть общественного производства, продукция которой являются средства производства.

Второе подразделение - часть общественного производства, продукция которой реализуется исключительно населению.

Третье подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой не реализуется за деньги, а распределяется или просто попадает потребителям «бесплатно» (армия, органы государственного управления, правоохранительные органы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и все прочие предприятия и учреждения, деятельность которых оплачивает государственный бюджет, получая для этого средства от первого и второго подразделений в форме налогов, и, во-вторых, регулирует денежное обращение в стране.

Население также является частью воспроизводственной структуры , вкладывающая свой труд в трех подразделениях общественного производства и получающая за это денежную оплату и другие денежные доходы.

Социальная структура . В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включается индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности).

Отраслевая структура национальной экономики представляет собой соотношение отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц, в производственной деятельности. Здесь могут быть выделены отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы . Группа предприятий, которые выпускают продукцию, предназначенную для одной цели, используют похожие или одинаковые ресурсы и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках лёгкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и т.п.

Территориальная (региональная) структура обусловливает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в нашем государстве можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, районы и т.д. (а в США территориальная структура представляет собой деление на штаты).

Региональная структура предполагает определённую связь отраслей и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов. Данная структура должна быть так, чтобы существовала постоянные связи между отраслями по выпуску продукции, производительные силы были рационально размещены по районам, транспортные издержки были минимальны, что вкупе повышает эффективность производства.

Внешнеторговая структура определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и её структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств (США, страны Европы) ориентирован на наукоемкую и технологичную продукцию, в импорте же преобладает сырьё, энергоносители, продукты экологически вредных производств. Что касается развивающихся государств то экспорт их связан с сырьём и материалами, а в импорте преобладают продукты обрабатывающей промышленности, машины, оборудование и т.д.

Инфраструктуру образует совокупность пропорций и отношений связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определённые функции. Инфраструктуру рынков товаров и услуг составляют товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок, а также рынок ценных бумаг, представляют коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда.

Теперь, разобравшись в структуре национального хозяйства, мы можем приступить к рассмотрению структурной политики.

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства - единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. На-циональное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национального хозяйства является экономика, которая дает методы его рационального ведения.
Национальное хозяйство характеризуется сложным внутренним строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Количественное выражение структуры на макроуровне весьма устойчиво, хотя и изменяется в результате действия дифференциации и интеграции, международного сотрудничества, развития научно-технического прогресса, изменения темпов экономического роста. Структурные изменения осуществляются или стихийно, или под воздействием государственного регулирования. Стихия процветает тогда, когда общество не осознает перспективных потребностей и не знает методов их удовлетворения; она приводит к структурным деформациям. Государственное регулирование пропорций направлено на усиление (ослабление) рыночных (стихийных) регуляторов; государственных рычагов воздействия (инвестиций, субсидий, налоговых льгот и т.д.).
Использование того или иного направления определяется избранной высшими органами власти моделью экономического развития.
Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство». Можно выделить, как минимум, следующие виды структур:
материально-вещественную;
стоимостную;
экономическую;
социальную;
территориальную.
Материально-вещественная структура вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства в натуральном выражении. Она включает разделение его на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение); на производственную и непроизводственную сферы; на производство товаров и услуг; на гражданское и военное производство; на отрасли производства.
Первичной ячейкой материально-вещественной структуры является предприятие по производству продукции и оказанию услуг. Оно может быть узкоспециализированным, многоотраслевым, комбинатом. Тем не менее, в любом случае производство каждого вида продукции и услуг обособляется организационно и технологически. Специализируясь, предприятия становятся основой формирования отраслевой структуры. Отрасль представляет собой совокупность производств с однотипными функциями, фондами, технологиями, конечными продуктами.
Согласно Классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяются отрасли материального, нематериального производства, производящие товары и услуги.
К материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.
Услуги оказывают отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы. К первым относятся транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и некоторые другие. Ко вторым - жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения. В структуре валового внутреннего продукта на долю услуг приходится 60%, производимых товаров - 40%.
На основе общности отрасли подразделяются на подотрасли по большему числу признаков. В промышленности выделяется 350 подотраслей. И наоборот, по общности меньшего количества мри знаков отрасли образуют межотраслевые комплексы. Общими
признаками могут быть единство технологии (машиностроительный комплекс), исходного сырья (лесотехнический комплекс), предназначение конечного продукта (транспортный комплекс, жилищно- коммунальный комплекс) и другие критерии. Важное экономическое значение имеет деление отраслей на добывающие (недропользование, сельское хозяйство) и обрабатывающие (металлообработка, легкая промышленность и т.д.), а также промышленности на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство предметов потребления).
Деление общественного производства на I и II подразделения служит инструментом для регулирования источников и темпов эко-номического роста. При равномерных темпах научно-технического прогресса долговременный рост возможен лишь при преимущественном росте производства средств производства, обеспечивающем материальную базу экономического роста в обоих подразделениях. Для расширения производства необходимо увеличивать выпуск станков, оборудования, производство сырья и т.д. Объективно это создает предпосылки для отставания потребления от производства. Но чрезмерный рост средств производства может сменяться спадами в период кризисов, что устраняет диспропорцию. Тем не менее, опережающий рост тяжелой промышленности является непременным условием устойчивого развития других отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности.
Стоимостная структура выявляет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта. Весь общественный труд подразделяется на овеществленный (прошлый) и живой (вновь созданная, добавленная стоимость). Овеществленный труд переносится на продукт, образуя фонд возмещения израсходованных за данный период средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта есть сумма фондов возмещения, потребления и накопления.
Фонд потребления расходуется на личное и общественное потребление. Он распадается на фонд оплаты труда, общественные фонды потребления, фонд государственного потребления. Фонд накопления используется для расширения производства, создания резервов и запасов.
На микроуровне анализ масштабов и динамики добавленной стоимости позволяет выявить вклад каждого предприятия в производство общественного продукта.
Социальная структура национального хозяйства отражает характер общественного строя страны, который прежде всего определяется формой собственности на основные средства производства, а
от нее, в свою очередь, зависит, кому принадлежат производимый продукт и прибавочная стоимость Формы собственности подразделяются на государственную, муниципальную, негосударственную. Государственная собственность бывает федеральной и региональной (субъектов федерации). К негосударственной собственности относятся разные виды частной собственности (индивидуальная частная, акционерная, кооперативная, общественных организаций и др.). Собственники - это учредители предприятий и организаций, поэтому они могут быть государственными, муниципальными, частными.
Территориальная структура указывает на размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам и природно-экономическим зонам, районам, территориально- производственным комплексам. Она позволяет выявлять пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. Особенно важны сопоставления европейской и азиатской частей страны, северных и южных территорий, быстро развивающихся и депрессивных, крупных городов и пригородных зон.
Территориально-производственные комплексы могут выходить за пределы границ административно-территориальных единиц, так как представляют собой совокупность отраслей, связанных между собой использованием общих природных и экономических ресурсов, системой расселения.
Для характеристики масштабов национального хозяйства стати-стические органы исчисляют показатели «валовой внутренний продукт» (стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах) и «валовой региональный продукт» (по субъектам РФ).
В 2003 г. валовой общественный продукт составил 24,7 трлн руб., из них промежуточный продукт - 11,4 трлн, валовой внутренний продукт - 13,3 трлн руб., т.е. доля ВВП в общественном продукте составила 54%. В структуре ВВП на долю произведенных товаров приходится 40%, а на услуги - 60%. При первичном распределении ВВП доля оплаты труда составила 53%, валовой прибыли - 47 (норма прибавочной стоимости 90%, а норма прибыли - 30). В результате перераспределения конечное использование ВВП (национального дохода) составило: фонд потребления - 70%, фонд сбережений (накопления) - 30%
Поскольку совместные производства базируются на частном капитале, национальное хозяйство России из общенародного в подавляющей мере превратилось в частное, его доля более 90% Такой низкой доли общественного хозяйства (государственного и муниципального) нет ни в одной стране мира (табл. 1.1). В СССР доля производства государственных предприятий составляла 90%,
кооперативных - 10%. Следовательно, проведение органами власти массовой приватизации государственного и муниципального имущества заменило монополию на государственную собственность монополией на частную собственность на средства производства и результаты труда.
Таблица 1.1. Распределение показателей национального хозяйства по формам собственности, %\r\nФорма собственности Производство Численность\r\nорганизаций продукции занятых\r\n и услуг \r\nГосударственные 7,9 12,5\r\nМуниципальные 1,4 2,2\r\nЧастные 45,2 51,3\r\nСовместные с российским капиталом 22,4 22,1\r\nСовместные с иностранным капиталом 22,8 11,3\r\nПрочие 0,3 0,6\r\nИТОГО 100,0 100,0\r\nРассмотренные виды структур национального хозяйства отражают его экономическое, социальное и территориальное деление, что имеет важное значение для выбора направлений государственной политики. Вместе с ним входящие в национальное хозяйство подразделения специфичны по целям деятельности, выполняемым функциям и другим признакам. Совокупность единиц, имеющих равнозначные целевые и функциональные признаки, может занимать большую часть в структуре национального хозяйства. Такие четко выраженные составные части называются секторами национального хозяйства.
Принято прежде всего выделять рыночный и нерыночный секторы. Первый обеспечивает внешний спрос на товары и услуги, второй - внутренние потребности производителей, производство не для обмена, без расчета на цену спроса. По форме собственности различают обобществленный и частный, государственный и негосударственный секторы; их соотношение характеризует социаль-но-экономический уклад в обществе. В России в настоящее время утвердилась многоукладная экономика с преобладанием негосударственного частного сектора.
В зарубежной практике на основании национальных счетов выделяют секторы предприятий (производственных и финансовых), государственных учреждений, домашних хозяйств, внешних связей. Производственные предприятия и организации (всех форм собственности) производят товары и услуги в целях получения прибыли или преследуют некоммерческие цели. Финансовые
предприятия обеспечивают финансовое посредничество. В сектор государственных учреждений входят органы власти разных уровней и ветвей и контролируемые ими некоммерческие организации. Сектор домашних хозяйств выполняет функции концентрированного потребительского спроса. Внешний сектор включает международные организации, нерезидентов (расположены за пределами страны), посольства и другие организации, обеспечивающие внешнеэкономические и другие связи (рис. 1.1).




Необходимость выделения муниципального сектора обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления. Местное хозяйство является составным элементом национального, оно обслуживает сообщество людей на определенной территории или в каком-либо населенном пункте. Всякий объект базируется на местности, т.е. части территории с общностью каких-либо признаков (природных, исторических и т.д.). Организация и ведение хозяйства всегда в большей или меньшей степени опосредуются местными условиями. Промышленность и другие отрасли перво-
начально зарождаются как местные, т.е. для обслуживания местного населения, с использованием местного сырья.
Впоследствии рынок того или иного товара может расшириться вплоть до общенационального, но при этом принадлежность к конкретной местности не теряется со всеми вытекающими последствиями. Одновременно с местной промышленностью формируется и форма управления.
Предприятия и организации, обслуживающие преимущественно местное население, передаются в ведение местных властных и хозяйственных органов независимо от наличия центра координации развития местного хозяйства. В СССР к местной промышленности относились предприятия, подведомственные министерствам местной промышленности союзных республик. В то же время из бюджетов местных органов государственной власти расходовались средства на местное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д.
Для населения безразлично, какая организационная форма используется, важно, чтобы обслуживание было на должном уровне. Тем не менее, местное хозяйство стало объектом прежде всего местного самоуправления.

Еще по теме 1.1. Общая характеристика национального хозяйства:

  1. § 3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
  2. Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
  4. I. Общая характеристика национальной платежной системы
  5. Тема 5. Общая характеристика товарного /рыночного/ хозяйства
  6. 30. Центральные банки: общая характеристика,цели, задачи и функции
  7. 36. Западноевропейский абсолютизм: его типологизация и общая характеристика.
  8. Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -