Как закрывается счет 401 30. Закрытие года в бюджетной организации

Отвечает Елена Павленко, эксперт

Да, остаток на счете 304.06 связанный с переводом нефинансовых активов между КФО не отражается в ф. 0503769.

При переводе НФА с КФО 5 на КФО 4 используется счет 304.06, который в конце года нужно закрыть на счет 401.30. Поэтому, остатков по счету 304.06 в ф. 0503769 не должно быть.

Обоснование

1. Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как в бухучете определять финансовые результаты и закрывать счета в конце года

Закрытие счетов

В конце года суммы начисленных доходов и признанных расходов закройте на финансовый результат прошлых отчетных периодов ().

Порядок отражения в бухучете операций по закрытию счетов зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

В конце года закрывайте (заключайте) показатели, собранные на следующих счетах текущего года:

  • «Доходы текущего финансового года»;
  • «Расходы текущего финансового года»;
  • «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов);
  • «Расчеты с прочими кредиторами».

Счета закрывайте по видам деятельности (видам финансового обеспечения). Показатели, собранные на данных счетах, относите на «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». При этом учреждение может установить дополнительные аналитические коды к данному счету. Например, по годам формирования финансового результата: 0.401.32.000 - «Финансовый результат прошлых отчетных периодов за 2014 год». Дополнительную аналитику .

Закрытие счетов отразите в Бухгалтерской справке () ( , утвержденные ).

Финансовые результаты (т. е. доходы и расходы) отражайте в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (). Обороты по счетам, которые вы в конце года закрыли, а также обороты по - в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года ().

Как составить Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769)

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности () формируют учреждения и обособленные подразделения.

Периодичность сдачи - ежеквартальная.

Приложение по дебиторской задолженности составьте по счетам:

  • 205.00 «Расчеты по доходам»;
  • 206.00 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • 210.10 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС»;
  • 210.05 «Расчеты с прочими дебиторами»;
  • 303.00 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Приложение по кредиторской задолженности составьте по счетам:

  • 302.00 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 303.00 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
  • 304.02 «Расчеты с депонентами»;
  • 304.03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;
  • 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 205.00 «Расчеты по доходам»;
  • 208.00 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Все показатели должны быть подтверждены регистрами бухучета.

В разделе 1 на начало года и конец отчетного периода выделите суммы:

  • долгосрочной задолженности (срок исполнения которой по правовому основанию превышает 12 месяцев);
  • просроченной задолженности (срок исполнения которой по правовому основанию уже наступил).

В графах 5-8 «Изменение задолженности» укажите данные уменьшения и увеличения общей суммы задолженности. Выделите неденежные расчеты по счетам и . К неденежным расчетам относите те, которые проводили без кассовых операций, то есть без счетов:
- «Денежные средства учреждения»;
- «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Обороты в графах 5-8 укажите даже в том случае, если на начало и конец периода по ним нет остатков задолженности.

#RECOMMEND#

ЭТАПЫ ЗАКРЫТИЯ ГОДА

Проведение инвентаризации. До закрытия счетов текущего финансового года бухгалтеру необходимо провести ряд важных мероприятий. В первую очередь это проведение инвентаризации с внесением данных об излишках и недостачах имущества учреждения и проверки корректности отражения всех расчётов по налогам и сборам, а также расчётов с дебиторами и кредиторами. Результаты инвентаризации позволят обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчётности.

Определение доходов и расходов. В течение года бюджетные и автономные учреждения информацию о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ собирают на счёте с одноименным названием 010900000. Данные расходы отражаются и по предпринимательской деятельности (КФО 2) и по деятельности за счёт госзадания (КФО 4). Казённые учреждения использует этот счёт только по платной деятельности1 . Расходы, понесённые за счёт чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на подарки), относят сразу на финансовый результат ‒ счёт 2.401.20.000.

В учёте бюджетных (автономных) учреждений указанный счёт (в разрезе КОСГУ) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания следует закрывать на расходы текущего финансового года (дебет счёта 4 401 20 200), а платных услуг ‒ на уменьшение доходов (дебет счёта 2 401 10 130). Делать это следует ежемесячно (п. 66 Инструкции № 174н, п. 66 Инструкции № 183н).

В п. 66 Инструкции № 174н, п. 66 Инструкции № 183н планируется внести изменения. Если проект будет утверждён, операции по отнесению фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках исполнения государственного (муниципального) задания будут выглядеть следующим образом: Дебет 4 401 10 180 Кредит 4 109 60 0002 .

Доходы учреждений всех типов в течение всего года собираются на счёте 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года».

Определение финансового результата. Чтобы определить финансовый результат, необходимо закрыть суммы начисленных доходов и признанных расходов, отражённых на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года: 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года» и 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года». Эти счета корреспондируют со счётом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов»3 . Закрывающие операции необходимо формировать в разрезе каждой аналитики4 .

Первичным документов для отражения операций по закрытию счетов является бухгалтерская справка (ф. 0504833)5 , на основании которой производятся записи в журнале по прочим операциям (ф. 0504071)6 .

В зависимости от типа учреждения порядок формирования заключительных операций может отличаться.

В общем виде заключительные операции отразятся следующим образом7 :

Отличие будет только в следующем: казённые учреждения определяют финансовый результат в разрезе кодов видов финансового обеспечения (КФО), КБК и КОСГУ, бюджетные учреждения ‒ в разрезе КФО и КОСГУ, автономные учреждения – в разрезе КФО и аналитических кодов поступлений, выбытий объектов учёта в структуре, утверждённой планом финансово-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что на счёте 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов», помимо заключительных операций, по окончании текущего финансового года отражаются и другие операции8 :

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Расчёты с прочими кредиторами. Счёт может использоваться
при заимствовании средств другого источника

Казённые учреждения закрывают расчёты по внутриведомственным
расчётам*. Бюджетные и автономные учреждения закрывают расчёты
между головным учреждением и обособленными подразделениями


*Обратите внимание!
Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю)9 .

У казённых учреждений существуют свои особенности. Кроме вышеописанных операций, в учёте казённого учреждения в конце каждого финансового года закрытию подлежат показатели, сформированные по следующим счетам текущего финансового года:

  • 0 210 02 000 «Расчёты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 0 304 05 000 «Расчёты по платежам из бюджета с финансовым органом».
Эти счета также корреспондируют со счётом 401.3010 .

Отражение в отчётности. Результатом вышеописанных операций станет формирование справки по заключению счетов бюджетного учёта отчётного финансового года ф. 0503110 – для казённых учреждений11 и ф. 0503710 ‒ для бюджетных и автономных учреждений12 .

Казённые учреждения в справке (ф. 0503110) отражают обороты по счетам бюджетного учёта, подлежащим закрытию по завершении отчётного финансового года, на основанииданных по соответствующим счетам: 1 210 02 000, 1 304 04 000, 1 304 06 000, 1 304 05 000, 1 401 10 000, 1 401 20 000. Отдельно указываются обороты счетов до проведения заключительных операций (графы 2, 3) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, осуществлённых 31 декабря, по завершении отчётного финансового года (графы 4 9).

Графа 1 «Номер счёта бюджетного учёта» раздела 1 справки (ф. 0503110) отражается следующим образом:

  • номера соответствующих счетов 1 210 02 000, 1 304 04 000, 1 304 05 000, 1 304 06 000, содержащие в разрядах 1 - 17, 24 – 26 номера счёта бюджетного учёта нули (например, счёт 000 0000 0000000 000 1 304 04 000);
  • номера соответствующих счетов 0 401 10 000, 0 401 20 000, содержащие коды бюджетной классификации РФ (глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета), в соответствующих разрядах номера счёта отражаются со значением ноль (например, счёт 000 0182 0000000 000 1 401 20 226).
Бюджетные учреждения (автономные учреждения) заполняют справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учёта отчётного финансового года (ф. 0503710) в соответствии с п. 31 Инструкции № 33н. Учреждение отражает в справке суммы, скопившиеся в течение года по счетам 0 401 10 100, 0 401 20 200, 0 304 04 000, 0 304 06 000. В справке отражаются суммы и до закрытия года, при этом заполняются графы 2 5 и суммы, которые явились результатом проведения операций по закрытию счетов, проведённых 31 декабря, графы 6 - 1313 .

ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЁТЕ

Основным документом, регламентирующим бухгалтерский учёт в государственных (муниципальных) учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённая Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (Инструкция № 157н). В неё были внесены изменения Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (далее ‒ Приказ № 124н). Рассмотрим их.

Уточнён порядок учёта коммуникаций внутри здания. Теперь в п. 45 Инструкции № 157н разъяснено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В частности, к ним относятся система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъёмники и лифты. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (аппараты, приборы, устройства и т. д.): например, средства измерения, управления, средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации, средства вычислительной и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

Изменился порядок отражения денежных средств на спецсчетах.
Для учреждений, у которых открыты или планируются к открытию специальне счета в кредитных организациях, включая аккредитивы, необходимо проработать в учётной политике порядок применения счёта 201 06 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитных организациях». Ранее этот счёт носил название «Аккредитивы». При этом необходимо ориентироваться на п. п. 173 176 Инструкции № 157н. В случае если расчёты осуществляются в иностранной валюте, их учёт необходимо вести в рублёвом эквиваленте по курсу, определяемому согласно п. 13 Инструкции № 157н. Аналитический учёт расчётов по счёту ведётся в карточке учёта средств и расчётов в разрезе договоров по каждому специальному счёту (выставленному аккредитиву). Учёт операций по движению денежных средств на специальных счетах осуществляется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В группировку счетов санкционирования расходов внесены поправки. Обязательства должны отражаться теперь с учётом следующей группировки счетов 502 00 «Обязательства»:

  • 502 01 «Принятые обязательства»;
  • 502 02 «Принятые денежные обязательства»;
  • 502 07 «Принимаемые обязательства»;
  • 502 09 «Отложенные обязательства».
Дано понятие принимаемым обязательствам. Необходимо установить в учётной политике список оснований для отражения в бухгалтерском учёте принимаемых обязательств14 .

Срок для учёта задолженности неплатежеспособных дебиторов за балансом привязали к законодательству. Ранее в Инструкции № 157н срок для учёта задолженности на данном счёте был прописан точно и равнялся пяти годам. Теперь этот срок привязан к законодательству.

Расширена сфера применения забалансовых счетов 17 и 18. Эти счета будут теперь сопровождать не только счёт 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и счёт 0 210 03 000 «Расчёты с финансовым органом по наличным денежным средствам»15 . Счёт 0 210 03 000 чаще всего используется при поступлении (выбытии) денежных средств в кассу с расчётного счёта.
Конкретизировано назначение счёта 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». П. 385 Инструкции № 157н теперь точно определяет перечень имущества, учитываемый на указанном счёте, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. В частности, это форменное обмундирование, специальная одежда и иное имущество, выданное учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей.
#FOOTNOTE#
Для государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих полномочия акционеров, необходимо описать порядок учёта акций на забалансовом счёте 31 «Акции по номинальной стоимости»16 .

Вступающие в силу с 2016 года

В Приказе № 124н более подробно расписан порядок учёта объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. И этот порядок необходимо учитывать при составлении учётной политики. В общем случае пересчёт осуществляется на дату совершения операции, а в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н, на отчётную дату. Также установлены особенности пересчёта при отсутствии официального курса. Для тех учреждений, которые постоянно осуществляют свою деятельность за рубежом, особенности пересчёта валюты
в рубли вырабатываются совместно с вышестоящим учредителем по согласованию с Минфином России. Учреждениям необходимо будет разработать и включить в учётную политику порядок перевода первичных документов, составленных на иностранных языках, на русский язык.

Как видим, значимых изменений в учёте не произошло. Однако к закрытию года необходимо подойти ответственно и со знанием всех новых нюансов бюджетного учёта. Удачного всем завершения года!

В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.

По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:

  • провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
  • закрыть счета текущего финансового года;
  • определить финансовый результат.

Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).

До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.

В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).

При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).

Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.

В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:

Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.

Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:

Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.

В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:

  • «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
  • «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
  • «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.

Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:

  • закрытие счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).

В учете автономных учреждений используются следующие проводки:

  • для закрытия счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • для закрытие счета 401.10:

Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).

В 24-26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).

Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.

Пример 1

Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.

В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.

В конце года делаются проводки:

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — 20 000 руб. ((1 000 000 руб. - 500 000 руб.) × 20 % - 80 000 руб.) — начислен налог на прибыль;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета гКБК.2.401.30.000 — 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 500 000 руб. - (80 000 руб. + 20 000 руб.)) — закрыт счет 2.401.10.130;

Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.

___________________

Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).

Обратите внимание!

Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).

Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.

Пример 2

Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.

В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:

Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;

Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;

Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;

Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;

Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

В конце года в учете оформляются следующие проводки:

Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;

Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223 ;

Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.

__________________

Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:

  • группы, подгруппы КДБ;
  • статьи, подстатьи КДБ;
  • подвиды доходов КДБ.

Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:

  • группы по бюджетной классификации;
  • группы, подгруппы КИФ;
  • статьи КИФ;
  • виды источников КИФ.

Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:

  • главы по бюджетной классификации;
  • разделы, подразделы КРБ;
  • целевые статьи КРБ;
  • программы целевых статей КРБ;
  • подпрограммы целевых статей КРБ;
  • виды расходов КРБ;
  • КОСГУ.

Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).

КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».

Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.

Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».

КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24-26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).

Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).

Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:

211. Заработная плата.

212. Прочие выплаты.

213. Начисления на выплаты по оплате труда.

220. Приобретение работ, услуг,

в том числе:

221. Услуги связи.

222. Транспортные услуги.

223. Коммунальные услуги.

224. Арендная плата за пользование имуществом.

225. Работы, услуги по содержанию имуществом.

226. Прочие работы, услуги.

260. Социальное обеспечение,

в том числе:

262. Пособия по социальной помощи населению.

263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.

290. Прочие расходы.

270. Расходы по операциям с активами,

в том числе:

271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

272. Расходование материальных запасов.

273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.

Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).

В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.

Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).

СЧЕТ 401.20 КФО 2

Сальдо на начало

Обороты за период

Сальдо на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Виды затрат

211. Заработная плата

263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления

271. Аморизация основных средств

272. Расходование материальных запасов

290. Прочие расходы

Итого

1 218 071,12

1 218 071,12

Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)

B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.

Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Итого

16 083 462,42

Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

2.401.10

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх. 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Прочие расходы

Пенсии, пособия

Итого

35 647 690,96

Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:

Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;

Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.

Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.

Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. - 200 000 руб.).

Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

22 279 200,00

Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности

Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;

Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.

Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Как формируется финансовый результат в бюджетной организации ? Этот вопрос заинтересует в первую очередь тех бухгалтеров и руководителей, которые трудятся в организациях или учреждениях, созданных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями РФ. Об этом — в статье.

Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации

Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:

  • организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
  • государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
  • в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
  • как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.

С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:

  • автономные учреждения;
  • казенные учреждения

Основные отличия по закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ представлены в таблице:

Критерий

Автономное учреждение

Бюджетное учреждение

Казенное учреждение

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с госзаданием и на содержание имущества

Субсидии:

На выполнение госзадания;

На иные цели.

Средства бюджета:

На исполнение публичных обязательств перед физическими лицами;

На осуществление обязательных мероприятий

По бюджетной смете

Приносящая доход деятельность

Доходы поступают в распоряжение организации

Доходы зачисляются в бюджет

Открытие счетов

Счета в кредитных организациях

Только в органах Федерального казначейства

План счетов

«Обычный» план счетов и инструкция, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н

План счетов для бюджетных учреждений и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174

План счетов для госорганов и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Отчетность

Бюджетные учреждения должны публиковать свою отчетность (например, через сайт в интернете)

Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях

Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.

При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:

  • закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
  • план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174;
  • план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
  • приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
  • приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «О бюджетной классификации»;
  • положения Бюджетного кодекса РФ.

В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:

  • администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
  • учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
  • учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).

Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила

В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:

  • К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно:
    • поступления бюджетных субсидий;
    • поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;

ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).

    • доходы (поступления) от реализации товаров, работ, услуг третьим лицам;
    • доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
    • иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
  • Расходы бюджетного учреждения могут происходить только по строго фиксированным направлениям (ст. 70 БК РФ), заложенным в утвержденную смету. Как правило, это:
    • зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
    • расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
    • компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
    • расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).

ВАЖНО! На закупки бюджетников без заключения госконтракта действуют установленные лимиты. На 2016-2017 годы ограничение составляет 2000 МРОТ (закупки сверх этого должны идти через тендер (конкурс) и заключение госконтракта с поставщиком, предложившим наилучшие условия).

Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.

Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.

  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
  • 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
  • 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:

  • определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
  • сумму дохода можно оценить.

Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):

  • 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.

Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.

Пример проводки:

Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.

  • 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
  • 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
  • 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
  • 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
  • 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
    • субсидии на выполнение госзадания;
    • прочие целевые субсидии;
    • бюджетные инвестиции;
    • гранты и аналогичные поступления.

По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:

  • 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
    • 211 — расходы по обычной зарплате;
    • 212 — прочие выплаты и компенсации;
    • 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
  • 0 401 20 220 «Расходы на оплату работ, услуг» — в разбивке по видам работ и услуг по КОСГУ.
  • 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» — здесь отражают амортизацию, единовременное списание стоимости передаваемых в производство объектов (по учетной политике), потери от естественной убыли МПЗ по законодательно установленным нормам.
  • 0 401 202 90 «Прочие расходы» — на счете группируются иные расходы, допустимые в пределах сметы, но не относящиеся к перечисленным выше группам (например, проценты за пользование долговыми средствами).

Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.

ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.

Итоги

Финрезультат в бюджетной организации формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника. Окончательный финрезультат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.

Еще о затронутых аспектах бюджетного учета:

  • ;
  • ;
  • .