Фонд консолидации банковского сектора. Управлять фондом банковских санаций будет выходец из структур группы «Бин» Алексей Кузнецов

ЦБ продолжает экстренную консолидацию банковского сектора. Одна страна - один банк. Санация Бинбанка и «Открытия» делает из ЦБ главного банкира страны.

Новый механизм санации, который ЦБ применил к банку «ФК Открытие», а с 21 сентября и к Бинбанку, радикально меняет саму конфигурацию банковского сектора в России. Из мегарегулятора Банк России превращается в главного участника системы. А она сама все больше переходит в режим ручного управления.

Вслед за «ФК Открытие» Банк России может приступить к операции спасения еще одного банка из «высшей лиги», пусть и не входящего в список системообразующих, - Бинбанка. Эта кредитная организация занимает 12-е место по активам на 1 сентября 2017 года. О спасении попросил сам собственник банка.

Утром 20 сентября циркулировавшие среди участников рынка не один день слухи о больших проблемах и возможной санации Бинбанка как банка из так называемого московского кольца начали обретать плоть и кровь.

«Собственник Бинбанка обратился к Банку России с просьбой рассмотреть возможность санации через Фонд консолидации банковского сектора. Мы примем решение по этому вопросу в ближайшее время» , - сказали Банки.ру в пресс-службе регулятора.


Микаил Шишханов, с 20 сентября возглавляет совет директоров Бинбанка

«Сейчас мы находимся в активной переговорной стадии с Банком России. Наша цель - при поддержке ЦБ через Фонд консолидации банковского сектора провести эффективное финансовое оздоровление Бинбанка и Рост Банка. Это оптимальный вариант, который полностью гарантирует соблюдение интересов всех клиентов Бинбанка, включая каждого вкладчика» , - заявил в свою очередь Микаил Шишханов, который с 20 сентября «внезапно» принял решение возглавить совет директоров Бинбанка. Причем на этом посту он сменил главную фигуру в семейном бизнесе - Михаила Гуцериева. Сам Гуцериев по просьбе Шишханова возглавил совет директоров Бинбанка совсем недавно, в марте 2017 года.

«Уверен, совместные действия регулятора и команды Бинбанка позволят сделать все необходимое для защиты интересов всех клиентов», - сообщил Шишханов. Кроме того, он публично признал, что «не рассчитал бизнес-силы». По его словам, «проблемы Рост Банка, взятого на санацию, и МДМ Банка оказались намного серьезнее, чем предполагалось в условиях падающего рынка и сложившейся экономической конъюнктуры».

Сразу на просьбу Бинбанка о санации Банк России не ответил. В середине дня 20 сентября на сайте регулятора появилось скупое сообщение: «Банк России принял решение о предоставлении Бинбанку средств для поддержания ликвидности на основании обращения кредитной организации» .

Без указания суммы и условий, на которых она предоставлена. По некоторым сведениям, речь шла о 120 млрд рублей. Понятно, что после такого транша речи об отзыве лицензии идти уже не могло - это прямо бы угрожало репутации самого Банка России.

По виду это очень напоминало экстренное вливание ЦБ ликвидности в «Открытие» незадолго до принятия решения о санации банка. С той лишь разницей, что в случае с «Открытием» ни банк, ни регулятор не афишировали, что ведут переговоры о санации.

Санация, как и было сказано

Рано утром 21 сентября источник в Бинбанке рассказал Банки.ру, что сообщение регулятора о санации можно ожидать в районе 9 утра по московскому времени. Оно появилось около 9:20 под названием .

Как и в случае с «Открытием», Банк России становится основным инвестором Бинбанка и Рост Банка, используя средства Фонда консолидации банковского сектора. В банки введена временная администрация ЦБ.

«Реализация мер по повышению финансовой устойчивости банков осуществляется в сотрудничестве с действующими собственниками и руководителями банков, что позволит обеспечить непрерывность их деятельности на рынке банковских услуг и осуществить в последующем все необходимые мероприятия с целью дальнейшего развития деятельности банков» , - говорится в сообщении регулятора.

По сообщению ЦБ, «ПАО «Бинбанк» и АО «Рост Банк», а также иные банки группы - АО «Бинбанк Диджитал» (г. Москва) и АО «Уралприватбанк» (г. Екатеринбург) - продолжат работу в обычном режиме, исполняя свои обязательства и совершая новые сделки. Банк России будет оказывать финансовую поддержку банкам группы, гарантируя непрерывность их деятельности».

Как и в случае с «Открытием», мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится. Механизм конвертации средств кредиторов в акции (bail-in) не применяется.

Новый председатель правления Бинбанка Евгений Давыдович, утвержденный в этой должности в начале недели, призвал клиентов не беспокоиться и заверил, что банк продолжит работать в обычном режиме. Разумеется, уже при новом собственнике - Банке России.

ЦБ готовился к худшему

29 августа Банк России принял решение о санации банка «ФК Открытие» через Фонд консолидации банковского сектора и фактически объявил, что становится собственником кредитной организации. И уже с 1 сентября ввел .

Тогда ЦБ сообщил, что банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью, смогут обратиться за такой помощью в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках стандартных инструментов Банка России. Новый механизм создан по аналогии с широко распространенным в международной практике механизмом экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). Банк России будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости.

Для рассмотрения Банком России вопроса о предоставлении ликвидности в рамках МЭПЛ банк обращается с ходатайством в подразделение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью данного банка. К ходатайству банк, в частности, должен приложить информацию о причинах возникновения потребности в МЭПЛ, а также прогнозный график притоков и оттоков денежных средств в течение предполагаемого срока привлечения ликвидности, свидетельствующий о способности банка решить возникшие проблемы («стратегия выхода» из МЭПЛ). В случае с Бинбанком такой вариант кажется маловероятным.

А вот если другие банки, видя ситуацию с «Открытием» и Бинбанком, захотят обратиться к ЦБ как к последнему и единственному спасителю, МЭПЛ может для кого-то сыграть роль спасательного круга.

Материалы по теме: Выпускаются новые банкноты 200 и 2000 рублей

В любом случае, похоже, слово «консолидация» в названии нового фонда, который теперь спасает гибнущие крупные банки, следует воспринимать с предельной буквальностью. ЦБ именно консолидирует сектор: если раньше крупные банки поглощали более мелкие (в том числе с помощью явно провалившегося прежнего механизма санации ), то теперь таким поглощением занимается сам регулятор. И если кроме Сбербанка и группы ВТБ в России скоро появится новая, третья гигантская государственная банковская группа из тех кредитных организаций, которые теперь санирует ЦБ, это станет вполне логичным развитием событий. Найти в обозримом будущем стороннего покупателя таких гигантских банков с такими проблемами будет крайне трудно. Неслучайно Михаил Задорнов, назначенный председателем правления «ФК Открытие», заявил, что на исправление ситуации в банке уйдет 3-4 года.

«А сейчас всё, приехали»

Банки.ру спросил у экспертов, как изменит российскую банковскую систему санация Бинбанка и «ФК Открытие»:


Олег Вьюгин, председатель совета директоров ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции», член наблюдательного совета ПАО «Московская биржа», бывший председатель совета директоров МДМ-Банка:

Олег Вьюгин, председатель совета директоров ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции»

Через три-четыре года в российской банковской системе будет большой госсектор плюс банки, которые попадут под санацию и из них будут строить большой государственный банк. Потому что потом, скорее всего, эти активы на рынке не продать. Скорее всего, если создадут систему управления, их акции на рынок потихоньку выпустят, и они станут полугосударственными или негосударственными. Но это не очень короткий путь.

Останутся небольшие банки, которые нашли нишу в этой жизни - у которых мощный акционер с интересом. Например, у «Роснефти» есть интерес к ВБРР - они его поддерживают и будут развивать. А может быть, частный акционер, который будет развивать банк, как правило, на региональном уровне. Таких банков немного, но они могут быть. Ну и несколько крупных частных банков, заметных на рынке.

Кризис в банковской системе был раньше - в 2008-2009 годах и отчасти в 2014-2015 годах. А сейчас мы наблюдаем его последствия, государство вынуждено принимать меры. Если посмотреть на кризис с американскими банками - власти отреагировали быстро. Британцы взяли под государство все банки, кроме двух, купировали проблему. В нашем случае по каким-то обстоятельствам это было сильно отложено. Пытались решить проблему какими-то полумерами - например, триллион добавили в капиталы (программа докапитализации банков из топ-30 в рамках антикризисного плана ЦБ) после 2014-2015 годов, что было абсолютно недостаточно. А сейчас придется действовать решительнее и масштабнее.

Не отошел ли ЦБ от принципов повышения конкуренции? От принципов конкуренции отошли очень давно, когда вместо приватизации госбанков стали их развивать и поддерживать. Это было уже десять лет назад. И, к сожалению, мы тоже пожинаем плоды этой ситуации, отказа от мер, которые политически казались опасными и рискованными. А сейчас всё, приехали. Уже и приватизировать Сбербанк очень сложно в этой ситуации.

Почему санация, а не отзыв? Когда у банка большие обязательства и требования кредиторов, санация выглядит лучше, чем отзыв лицензии, поскольку надо выплачивать большие средства и могут быть большие потери. Особенно у тех, у кого средства не застрахованы: у корпораций и других организаций. Так что шаг вполне понятный. Один раз американцы сделали это с Lehman Brothers - получили по полной программе и поняли, что ни под каким страхом смерти этого делать нельзя. Сейчас по такой же логике у нас все развивается.


Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка:

Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления Совкомбанка

Такие крупные банки, как «Открытие» и «Бин», начали просить о помощи именно сейчас, потому что появился закон о фонде консолидации. И ЦБ взялся за проблемы, для которых раньше не было инструмента.

В ближайшие годы в России останется 50-100 банков, а банковских групп - еще меньше. Возможны различные сценарии. Но и в частном секторе, и в государственном, и в сегменте иностранных банков останутся только те, кто умеет зарабатывать много и одновременно прозрачно. В какой-то момент доля частных активов в банковской системе может упасть до 10-12%, но затем будет расти. Наиболее сильные частные банки будут расти, привлекая и зарабатывая капитал. Государство же после волны огосударствления активно приступит к избавлению от ненужных госбанков, но это перспектива пяти лет.

Лучшие банки выигрывают, слабые - выбывают. Для вкладчиков никаких последствий не будет. Сейчас нет банковского кризиса, так как страдают не клиенты, а собственники банков и владельцы суборда.

Проблемы в банковской системе накапливались 20 лет. Соответственно, теперь требуется не менее десяти лет для ее полного оздоровления, чтобы не вызывать шоки.

«В целом ситуация напряженная»
Председатель правления банка из топ-100, на условиях анонимности:

Никто не ожидал, что Гуцериев попросит ЦБ о санации Бинбанка. Не удивлюсь, что в этой истории есть интрига, что, к примеру, им дадут беззалоговый кредит, а дальше уже, мол, работайте сами. На самом деле получается очень нехороший прецедент. Сейчас очень важна политическая оценка этих событий.

Для России с ее задачами, которые поставил президент (например, развитие малого и среднего бизнеса), огосударствление банковского сектора - серьезная системная проблема. Ведь источники фондирования малого и среднего бизнеса будут только частными, со всеми вытекающими ограничениями.

Для частных вкладчиков сокращение числа банков обернется сокращением комплексного предложения. Продукты не будут столь многообразными. До сих пор рынок развивался в условиях жесткой конкуренции. Частные банки вынуждены внедрять передовые технологии, тогда как госбанки могут работать гораздо медленнее. Посмотрите на Россельхозбанк - он никуда не спешит. Другое дело - Сбербанк, управляемый амбициями Германа Оскаровича (Грефа). Но Греф не вечен.

Материалы по теме: Легко дают, сами себе?

В то же время госбанки имеют в развитии много внутренних и внешних ограничений, особенно в виде санкций. Поэтому существенное наращивание доли государства в секторе не приведет ни к чему позитивному. Потому что никто не знает, как тот же Сбербанк будет фондироваться в рамках четвертого пакета санкций: расчет только на внутренние ресурсы в условиях свободно конвертируемого рубля. В целом ситуация напряженная.

Если государство хочет оставить этот сегмент экономики частным, то банковская система должна быть представлена надежными частными банками. Я не отрицаю, что слабые активы - системная проблема частных банков и сектор надо лечить. Но заниматься этим надо системно, пруденциально, работая индивидуально с каждым банком. У ЦБ есть все инструменты для этого.

«У ЦБ нет других альтернатив, кроме как перехватывать ручное управление»
Валентин Попов, директор финансово-экономического департамента РосЕвроБанка:

На текущий момент говорить о полноценном кризисе в банковской сфере преждевременно. Спасение «ФК Открытие» и Бинбанка - это, скорее, отголоски банковского кризиса 2013 года. Безусловно, решение ЦБ начать спасать банки сделало его ключевым игроком в оперативном банковском бизнесе, а АСВ ушло на второй план. Ситуация в банковской системе сейчас довольно сложная, и в таких условиях у ЦБ нет других альтернатив, кроме как перехватывать ручное управление.


Дмитрий Феденков, начальник аналитического управления Нордеа Банка:

Есть определенные формальные критерии кризиса - в частности, объем потраченных государством средств на поддержку стабильности в банковской системе. На сегодняшний день этот показатель достаточно объективно отражает кризисные явления в секторе. С другой стороны, кризис - явление, которое затрагивает практически каждого участника. Последние события на банковском рынке были заметными, поскольку их участниками стали очень крупные банки. Однако нельзя говорить, что они отражают общую тенденцию в отрасли.

ЦБ всегда был и останется ключевым игроком в банковском бизнесе, причем и как «кредитор последней инстанции», готовый подставить при необходимости плечо, и как строгий регулятор, пресекающий недобросовестное поведение в банковской среде.

Конкуренция и саморегулирование рынка - важные факторы развития в любой отрасли. Однако, если речь идет о финансовой стабильности в системе в целом, вмешательство в рыночные процессы в большинстве случаев оправданно на 100%.

Помогут ли такие санации оздоровить банковскую систему? Безусловно. Оздоровление, как мы видели, может происходить и за счет ухода с рынка неблагонадежных или слабых игроков, и за счет санации. Банки, проходящие сейчас процедуру «интенсивной терапии», имеют все шансы по ее окончании вернуться в ряды сильных и надежных участников банковского сообщества.

Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:

Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:

На мой взгляд, наличие кризиса в системе очевидно. Здесь и кризис доверия, и кризис управления, и кризис избыточного регулирования, и кризис частных небольших банков. И теперь уже кризис крупных частных банковских групп, по тем или иным причинам не способных самостоятельно справиться с управлением. И стремительно нарастающий рост доли государства в секторе. Происходит стягивание ресурсной базы, активов и капитала, достигшее феноменальных масштабов. Из действующих на текущий момент 532 банков 166 по итогам работы за август убыточны. То есть убыточен каждый третий банк в России.

Не становится ли ЦБ ключевым игроком в оперативном банковском бизнесе? Около 60% от всех активов, капитала и прибыли приходится на топ-5 российских банков, 80% сосредоточено в банках топ-20. Остальные 500 банков довольствуются тем, что осталось. Доля государства в банковской системе уже достигает 70% и с большой вероятностью продолжит расти - этому будет способствовать Фонд консолидации банковского сектора.

Не является ли такой подход доказательством отхода ЦБ от принципов развития конкуренции в системе? Регулятор понимает, что равные условия конкуренции являются залогом успешного развития системы и экономики. Является ли наращивание доли государства в банковском секторе намеренным шагом или вынужденной мерой - неизвестно, и любые рассуждения на эту тему без доступа к соответствующей информации - не более чем предположения.

Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»:

В данной ситуации говорить об отходе регулятора от принципов развития конкуренции или огосударствлении банковского сектора не совсем уместно. Допустим, ЦБ не стал бы создавать новый механизм прямой санации и Фонд консолидации банковского сектора, придерживаясь принципов рынка. В таких условиях санировать «Открытие» и «Бин», занимающие соответственно седьмое и 12-е места по активам, пришлось бы одному из участников рынка. Допустим, что санаторы бы нашлись и получили на руки активы двух крупных кредитных организаций, а также санируемых этими организациями банков. Не исключаю, что при таком раскладе в перспективе двух, максимум трех лет санатор потребовался уже самому санатору. Это порочный круг передачи проблемных активов, разомкнуть который с использованием привычных механизмов оздоровления просто невозможно.

С другой стороны, банкротство крупных и уж тем более системно значимых участников рынка в текущих условиях невозможно. Да, пример Татфондбанка и его сателлитов, а также «Югры» показывает, что далеко не всегда определяющим фактором является масштаб. Мог ли ЦБ опробовать новые механизмы санации на Татфондбанке или «Югре»? Теоретически мог, но не стал, очевидно, взвесив все возможные риски.

На мой взгляд, также нельзя называть совпадением и то, что проблемы в «Открытии» и Бинбанке всплыли на поверхность аккурат к завершению работы по подготовке новых механизмов санации. Таких совпадений просто не бывает.

Увеличивает ли это значимость ЦБ? Безусловно, но стоит признать, что в текущей ситуации, когда от проблем не застрахованы даже крупнейшие игроки рынка, без средств Банка России и ручного управления справиться почти невозможно. Учитывая тот факт, что «спасение утопающих» требует все больше средств, а бесконтрольное накачивание банковского сектора через санаторов ликвидностью в перспективе чревато возникновением проблем куда более высокого уровня, винить регулятор в стремлении самостоятельно управлять собственными же средствами не стоит.

Материалы

Фонд консолидации банковского сектора

В 2017 году было принято решение оздоравливать банковский сектор по новому механизму. Для этого был создан новый государственный надзорный орган – Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) в мае 2017 года. Его единственным собственником является Банк России. От имени ЦБ Фонд участвует в предупреждении банковского банкротства. Через него ЦБ самостоятельно управляет санируемым банком и направляет инвестиции напрямую в банк без посредников. После прохождения процедуры оздоровления санируемый банк будет выставляться на реализацию. Продажа, по предположению, должна быть с прибылью или без нее.

Есть вероятность, что ЦБ окажется в убытках. Новый механизм санации запущен в 2017 году. Под него попали уже три крупнейших российских банка: Открытие, Бинбанк и Промсвязьбанк. Поскольку механизм санации новый, и на практике еще не применялся, банковское сообщество и клиенты настороженно к нему относятся. По заверениям руководства Фонда, ЦБ и самих владельцев санируемых банков, для клиентов в этом случае нет никаких рисков. Санируемый банк будет продолжать свою работу в прежнем режиме. Многие вкладчики пока предпочитают не держать свыше страховой суммы в указанных банках, хотя ставки по вкладам там выше среднерыночных. Рассмотрим подробнее, что такое ФКБС и как он работает.

Что такое ФКБС?

До принятия нового законодательства санацию банков проводило Агентство по страхованию вкладов. Оно получало от ЦБ льготный кредит на срок до десяти лет и передавало деньги санаторам.

Через Фонд ЦБ уже без посредников будет докапитализировать проблемные банки, миную кредитный механизм оздоровления. За счет этого средства ЦБ будут напрямую перенаправляться в проблемный банк, а взамен Банк России становится собственником санируемого банка. Для банков и клиентов это будет мягким решением, поскольку банк будет продолжать работать в прежнем режиме. ЦБ не заставляет в этом случае менять универсальную лицензию на базовую. Таким образом, Фонд консолидации банковского сектора – это автономное подразделение ЦБ. Это отдельное юридическое лицо, но полностью принадлежащее Банку России.

Зачем создан ФКБС?

Причиной создания Фонда стала нулевая эффективность старой схемы оздоровления «плохих» банков. На сегодняшний момент АСВ участвует в санации 27 банковских организаций, большинство из которых имеют большую значимость в банковском мире. С момента санации капитал этих банков так и не вступил в стадию роста, поэтому схема оздоровления через АСВ и льготного кредитования оказалась неэффективной. По новой схеме Банк России без посредничества перечисляет средства для докапитализации напрямую на счета банков.

Выделенную сумму ЦБ планирует вернуть обратно в ЦБ после финансового оздоровления и последующей продаже санируемого банка. В рамках этого Банк России продлевает мораторий на требования кредиторов до 3 месяцев, но не более срока работы временной администрации. Мораторий распространяется на денежные и неденежные требования. Риск потери ликвидности банку уже угрожать не будет. Бизнес не только сохраняется, но и продолжает развиваться.

Что делает ФКБС?

Фонд будет управлять санируемым банком через управляющую компанию фонда(УК). Полномочиями по принятию решения УК будет обделена. Все инвестиционные и финансовые решения будут приниматься непосредственно советом директоров ЦБ. В самом штате Фонда не будет сотрудников. Это всего лишь юридическая конструкция. В штате УК работают лучшие антикризисные менеджеры, которые разрабатывают оптимальную модель бизнеса и стратегии для санируемого банка. А поскольку финальной целью регулятора является продажа санируемого банка, то УК должна очень хорошо к этому подготовиться и научиться продавать банки эффективно. УК будет отслеживать финансовые показатели банка после докапитализации, оценивать эффективность санации. При неудовлетворительных результатах будет решаться вопрос об избавлении от санируемого банка в короткие сроки, даже с дисконтом. Если санация показала свою эффективность, и УК видит, что банк показывает положительные финансовые результаты, то вполне возможно ЦБ перепродаст свою долю прежним собственникам.

Таким образом, для вкладчиков новоиспеченная схема означает, что ответственность за деньги на депозитах теперь будет нести Банк России. Это делает сотрудничество с банком почти безрисковым. Поскольку схема новая ранее еще не использовалась, сложно оценить ее эффективность. ЦБ лишь предполагает, что она будет экономичнее старой схемы и менее затратной. На практике же может оказаться, что и этот способ улучшения «банковского здоровья» может оказаться плачевным.
Исключение посредников при санации свидетельствует о том, что денег на докапитализацию понадобится меньше. Примечательно, что они попадут именно по назначению, а не осядут на счетах банка-санатора, как бывало при старой схеме.

Как обратиться в ФКБС?

ЦБ использует Фонд при необходимости оказания финансовой поддержки. Частные лица напрямую не могут обращаться в Фонд. Банки могут обращаться за финансовой поддержкой к регулятору. Таким примером является обращение руководителей Бинбанка в сентябре 2017 года с просьбой о санации по новой схеме. ЦБ согласился и выделил денежный транш. При этом 75% акций Бинбанка перешло к Фонду и Банку России. Параллельно с работой временной администрации в банке не останавливается работа над развитием бизнеса и запуском новых продуктов и сезонных предложений.

В подобной ситуации оказались и еще два банка из первой десятки: банк Открытие и Промсвязьбанк. Сейчас все санируемые банки работают в прежнем режиме. Клиенты обслуживаются в стандартном ритме.

С конца августа по середину декабря 2017 года Банк России объявил о начале санации трех частных банков, относящихся к разряду крупнейших, включая два системно значимые. Во всех случаях финансовое оздоровление начато по новой процедуре - де-факто за счет самого ЦБ РФ через Фонд консолидации банковского сектора. Что из себя представляет новоиспеченный фонд, каковы полномочия его органов управления и оправдано ли его создание, чем новая схема санирования кредитных организаций лучше или хуже прежней?

Зачем и как создан ФКБС

До принятия датируемого 1 мая 2017 закона №84-ФЗ финансовым оздоровлением российских кредитных организаций занимались банки-санаторы, бравшие у Центробанка РФ на санирование льготные кредиты (на 10-15 лет под 0,51% годовых) через Агентство по страхованию вкладов.

Эффективность этой схемы оказалась низкой, поскольку одни банки после санации все равно были ликвидированы, а оздоровление других затянулось на долгие годы — и только единицам удалось вернуться к полноценной деятельности. Но самое печальное, что сразу несколько крупных кредитных организаций, активно занявшихся санированием и поглощением банков и страховых компаний, в итоге сами оказались на грани банкротства.

При этом, как утверждала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, банки-санаторы не создавали в санируемых организациях необходимые резервы и не гнушались переброски на них проблемных активов. Однако Эльвира скромно умалчивает о том, что в функции входит контроль за всеми банковскими организациями — так что если описанные шаги были сделаны, незамедлительно должны были последовать санкции от регулятора.

В итоге регулятор инициировал передачу оздоровления финансовых организаций от АСВ и частных банков-инвесторов Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), который будет действовать под управлением непосредственно Банка России. Днем рождения фонда стало 12 июля 2017 года, а 4 августа он получил лицензии ЦБ на управление: ценными бумагами, инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ.


Функции ООО «УК ФКБС»

Сам по себе фонд не имеет статуса юр. лица, а мероприятия по оздоровлению проблемных банков осуществляет ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». Общество стопроцентно подконтрольно единственному учредителю в лице Банка России. Де-факто оно является его автономным подразделением, но де-юре, согласно уставу - коммерческой организацией.

Устав Общества, размещенный на официальном сайте Фонда консолидации банковского сектора amfbc.ru, содержит перечень видов деятельности:

  • осуществление мер по предотвращению банкротства финансово-кредитных организаций с использованием средств, составляющих фонд;

  • доверительное управление паевыми фондами, создаваемыми для предотвращения упомянутого банкротства;

  • управление долями / акциями банковских организаций;

  • управление ценными бумагами;

  • доверительное управление денежными средствами, имуществом и имущественными правами, передаваемыми в управление Центробанком РФ (как временным собственником санируемых банков), а также имуществом и средствами, обретенными в процессе управления;

  • дилерская деятельность;

  • хранение и учет имущества, составляющего ПИФы;

  • другая не запрещенная российским законодательством деятельность, соответствующая целям ООО «УК ФКБС».

В целях санирования Общество исполняет функции временной администрации санируемых банков либо делегирует в ее состав своих работников, участвует в анализе финансового состояния банков и разработке плана финансового оздоровления банков под руководством регулятора.

Структура и капитал фонда

Высший орган управления ООО «УК Фонда консолидации банковского сектора» - не кто иной, как лично Центробанк РФ, оставивший за собой внушительный список полномочий.

Следующий по старшинству - Наблюдательный совет в составе трех служащих ЦБ и двух независимых членов коллегиального органа, председатель которого, по уставу ФКБС, избирается из троицы сотрудников регулятора.

Текущей деятельностью руководит единоличный исполнительный орган - генеральный директор управляющей компании. Первым гендиректором Общества в июле 2017 назначен Алексей Кузнецов, ранее в течение нескольких лет возглавлявший УК «ЕФГ управление активами» группы «Бин» («Сафмар»).

Проверку финансово-хозяйственной деятельности ФКБС не реже 1 раза в год проводит независимый аудитор, в любое время - ревизионная комиссия Общества.

Уставной капитал фонда составляет доля, внесенная ЦБ РФ как единственным участником ООО «УК ФКБС», равная 1,5 млрд рублей.

Помимо уставного капитала источниками средств и имущества ФКБС являются:

  • вклады единственного участника ООО;

  • доходы от оказываемых управляющей компанией услуг и выполненных работ;

  • иные поступления, не запрещенные законом и не противоречащие целям деятельности.

Основной источник денег на оздоровление крупнейших финорганизаций, требующее сотен миллиардов рублей - безусловно, вклады ЦБ, которые делаются через выкуп регулятором паевых фондов, создаваемых Обществом. Деньги вливаются в санируемые банки не единовременно, а по мере необходимости. Задача сотрудников УК ФКБС - умело управлять проблемными активами, играя роль антикризисных менеджеров.

Указанным способом регулятор инвестирует в капитал санируемых банков, становясь владельцем контрольного пакета акций. Планируется, что после успешной санации Банк России будет их продавать на открытых аукционах, притом не обязательно с извлечением прибыли.

Санации через ФКБС

В настоящее время (на начало 2018 года) продолжается санация через Фонд консолидации банковского сектора крупных финансово-кредитных структур согласно решениям ЦБ:

Функции временной администрации по управлению «Открытием» возложены на УК ФКБС только 29 ноября, Бинбанком и Промсвязьбанком - 15 декабря.

По словам первого замглавы ЦБ Дмитрия Тулина, санирование будет проходить в два этапа. Первый включает оценку финансового положения банка временной администрацией, составление и утверждение плана участия регулятора в предотвращении банкротства. На втором этапе уставный капитал банка уменьшается до реального размера имеющихся собственных средств, а если он отрицательный - до 1 рубля с дальнейшей эмиссией акций, не менее 75% которых будет принадлежать Банку России. Оздоровление будет завершаться прекращением работы временной администрации и созданием новых органов управления кредитной организации.


Заключение

Как уверяют в ЦБ, санация «Открытия» (а значит, и других банков) будет продолжаться в течение 6-8 месяцев против 10-15 лет оздоровления по прежней схеме.

Если после санации на кредитные организации не найдется покупателей, они пополнят список крупных государственных банков. Такое огосударствление специалисты называют чрезмерным и потому неэффективным, но признают, что оно отвечает сегодняшнему тренду российской экономики. Время покажет, станет ли ФКБС и его политика более эффективным инструментом решения проблем в банковской сфере.

(АТБ) на ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (ФКБС) с целью осуществления всех необходимых мероприятий для оказания поддержки и дальнейшего развития деятельности банка.

В пресс-релизе ЦБ отмечается, что банк продолжит работу в обычном режиме, исполняя свои обязательства и совершая новые сделки. Банк АТБ занимает 60-е место по величине активов среди российских кредитных учреждений, является одним из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке.

Ранее подобный механизм финансового оздоровления был введен в отношении трех других кредитных организаций: ФК «Открытие» , Бинбанк и Промсвязьбанк . Кроме того, в феврале - марте 2018 года под управление ФКБС были переданы еще три: банк «Траст» , "Рост Банк" и банк «Советский» , но процедура их санации началась еще раньше - в 2014-2015 годах.

Причины создания ФКБС

После вступления на пост председателя ЦБ РФ в 2013 году Эльвира Набиуллина активизировала процесс оздоровления банковского сектора путем закрытия кредитных организаций, уличенных в сомнительных операциях или испытывающих финансовые проблемы. Небольшие банки начали лишать лицензий. Их вкладчикам в 2014-2017 годах Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выплатило возмещения в размере свыше 1,7 трлн руб.

Для более крупных банков был предусмотрен механизм финансового оздоровления (санации) с участием АСВ или других кредитных учреждений. Однако их ресурсов уже не могло хватить для оздоровления банков, входящих в топ-20 по размеру активов. Также были примеры, когда спасать пришлось частные банки, которым было поручено санировать кредитные организации ("Открытие" и «Траст», Бинбанк и «Рост Банк» и т. д.).

В июле 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение о создании в России так называемого банка плохих долгов или банка-санатора, который бы занялся поддержкой системообразующих корпораций.

В рамках механизма санации средства на ликвидацию финансовых проблем кредитной организации выделяет государство через ЦБ. Первоначально в банке вводится временная администрация, которая после окончания оценки финансового положения банка передает управление ФКБС.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не вводится. Если временная администрация не выявит «дыру» (превышение обязательств над активами) в капитале санируемого банка, его текущие собственники сохранят в нем 25%, остальные акции после завершения оздоровления переходят в собственность ФКБС.

В рамках санации средства на счетах топ-менеджмента оздоровляемых банков в обязательном порядке списываются для покрытия расходов ЦБ. Также от бывших руководителей кредитной организации требуют вернуть ранее полученные премии. Данный механизм выгоден клиентам банков: в случае лишения лицензий физические лица могли рассчитывать на возмещение вкладов в размере до 1,4 млн руб., а компании вообще не имели прав на возмещение через АСВ.

30 сентября 2017 года Набиуллина отметила, что после завершения процедуры санации регулятор не планирует оставлять подвергнутые ей банки в госсобственности: впоследствии они могут быть проданы на бирже. При этом большую часть средств, затраченных на санацию, регулятор планирует вернуть.

Случаи санации с участием ФКБС

"Открытие"

29 августа 2017 года ЦБ принял решение о реализации мер, направленных на повышение финансовой устойчивости банка ФК «Открытие» (крупнейшего частного банка в России, кредитная организация занимала на тот момент 8-е место по размеру активов). Перед этим, на фоне понижения рейтинга Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) и слухов о возможных финансовых проблемах у «Открытия», частные и корпоративные клиенты в июле - августе 2017 года забрали из него 528 млрд руб. Это привело к резкому сокращению ликвидных активов банка. В октябре сообщалось, что размер «дыры» в капитале банка составил порядка 190 млрд руб.

29 ноября функции управляющей администрации в «Открытии» были переданы ФКБС. 7 декабря Банк России сообщил, что докапитализирует «Открытие» на 456,2 млрд руб. 11 декабря было объявлено, что регулятор стал владельцем 99,9% акций банка (а не 75%, что было бы возможно, если бы в капитале «Открытия» не была обнаружена «дыра»).

20 сентября 2017 года пресс-служба ЦБ сообщила, что собственники Бинбанка (12-е место по размеру активов) обратились с просьбой рассмотреть возможность санации через ФКБС. Основной владелец, Микаил Шишханов , пояснил, что «не рассчитал бизнес-силы, проблемы „Рост Банка“, взятого на санацию, и МДМ Банка оказались намного серьезнее, чем предполагалось в условиях падающего рынка и сложившейся экономической конъюнктуры».

21 сентября 2017 года ЦБ запустил санацию Бинбанка с участием ФКБС. Тогда регулятор сообщил, что банк нуждается в дополнительных резервах на сумму 250-350 млрд руб. План предупреждения банкротства был утвержден 13 октября 2017 года. 15 декабря 2017 года Банк России возложил функции временной администрации по управлению Бинбанком на ФКБС. 6 марта 2018 года была одобрена докапитализация Бинбанка на 57 млрд руб.

ЦБ планирует после завершения докапитализации в 2019 году объединить Бинбанк с ФК «Открытие».

Промсвязьбанк

15 декабря 2017 года было объявлено, что под управление ФКБС переходит Промсвязьбанк. Он занимал 9-е место по величине активов. «Дыра» в его капитале оценивалась в 100-200 млрд руб. 19 января 2018 года министр финансов Антон Силуанов объявил, что Промсвязьбанк в рамках санации будет превращен в опорный банк по гособоронзаказу и крупным госконтрактам.

Впоследствии было объявлено, что он будет использоваться для господдержки российских компаний, подпавших под иностранные санкции. 21 марта 2018 года Банк России объявил, что Агентство по страхованию вкладов выкупит 99,9% акций Промсвязьбанка на сумму 113,4 млрд руб. Во владение АСВ банк перешел 29 марта.

24 апреля 2018 года руководителем временной администрации Промсвязьбанка стал бывший экс-глава Российского экспортного центра Петр Фрадков .

"Советский", «Траст» и «Рост Банк»

22 февраля 2018 года под управление ФКБС был передан банк «Советский» (106-е место по размеру активов, ранее его санатором являлся Татфондбанк , лишившийся лицензии в 2017 году), а 15 марта - «Траст» (19-е место) и «Рост Банк» (15-е место), чьими санаторами ранее являлись «Открытие» и бывший владелец Бинбанка Микаил Шишханов. На базе балансов этих и некоторых других кредитных организаций в июле 2018 года планируется создать фонд непрофильных и «плохих» активов, собственником которого станет Банк России.

несостоятельных банков . Фонд не является юридическим лицом и его имущество обособлено от остального имущества Банка России. Фонд находится под управлением специальной управляющей компании .

Законодательные основы

Федеральное законодательство, допускающее учреждение Фонда, принято в 2017 году. Фонд и управляющая компания действуют на основании законов «Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг» и «О несостоятельности (банкротстве)».

Деятельность Фонда и его управление

Фонд находится под управлением единственного участника в лице ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», чьим собственником является Банк России. Таким образом, управляющая компания является автономным подразделением Банка России, которая им полностью контролируется .

Управляющая компания Фонда консолидации создана Банком России в июле 2017 года, первым генеральным директором назначен Алексей Кузнецов, ранее работавший в УК «ЕФГ управление активами» группы «Сафмар » .

Уставной капитал компании составил 1,5 млрд руб. Собственный капитал управляющей компании полностью вложен в государственные ценные бумаги РФ .

От имени Банка России она участвует в предупреждении банкротства банков. Управляющая компания на основании лицензии вправе заниматься доверительным управлением паевыми инвестиционными фондами, дилерской деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами. Фонд может состоять из группы фондов, которые создаются по решению Совета директоров Банка России для финансового оздоровления отдельных банков. Банк России покупает паи фондов, за счет чего формируются денежные средства Фонда консолидации.

Через Фонд Банк России может самостоятельно осуществлять инвестиции в капитал санируемого банка . Считается, что оздоровив банки, Фонд будет продавать их (не обязательно с прибылью) .

Подотчётность

Эффективность использования средств Фонда оценивается ежегодно главным аудитором Банка России. Сведения о его деятельности должны включаться в годовой отчёт Банка России. Информация главного аудитора Банка России об эффективности использования денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, впервые приведена в годовом отчете за 2017 год.

Проекты финансового оздоровления

Банк Дата принятия решения
о санации
Дата передачи банка
под управление УК ФКБС
План оздоровления/Результат
ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» 29.08.2017 29.11.2017 Бинбанк будет докапитализирован и объединён с «ФК Открытие» 1 января 2019 года .
ПАО «БИНБАНК » 21.09.2017 15.12.2017
ПАО «Промсвязьбанк » 15.12.2017 Банк передан государству в лице Росимущества и выбран опорным банком для операций с предприятиями ОПК России и крупным государственным контрактам .
АО Банк «Советский» 22.02.2018 Лицензия отозвана .
ПАО Национальный банк «ТРАСТ» 15.03.2018 Обсуждается возможность создания банка «плохих активов» («плохого банка» ) .
АО «РОСТ БАНК » 21.09.2017 15.03.2018
АО Банк АВБ 05.04.2018
ПАО «Азиатско-тихоокеанский банк » 26.04.2018

Эффективность финансового оздоровления

По международным стандартам Высших органов аудита (ISSAI) Международной организации Высших органов финансового контроля INTOSAI, подходами Ассоциации присяжных дипломированных бухгалтеров (АССА), стандартами российских органов государственного контроля и аудита под аудитом эффективности понимается оценка достижения поставленных целей и желаемых результатов с максимальной отдачей от доступных ресурсов при минимизации ресурсозатрат.

Из-за невозможности применения сравнительного подхода для оценки эффективности при определении эффективности использования средств Фонда оценка проводится в четыре этапа:

  • сравнительная эффективность объема выделенных Банком России средств относительно величины ущерба экономике в случае реализации сценария банкротства банка;
  • оптимальность использования ресурсов на восстановление показателей финансового состояния банка;
  • эффективность использования средств менеджментом банка;
  • эффективность реализации Банком России акций банка при текущей конъюнктуре рынка.

По итогам 2017 года оценка сравнительной эффективности проводилась по банкам ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «БИНБАНК», ПАО «Промсвязьбанк». В ее основе лежало определение объема потерь экономических агентов путем моделирования сценария банкротства банка. В потери входили как потери непосредственных кредиторов (прямой эффект), так и кредиторов кредиторов (косвенный эффект), если потери кредитора приводят к его несостоятельности. Моделирование сценария банкротства трех банков показало, что использование в 2017 году средств Фонда на сумму 1456,2 млрд. рублей позволило предотвратить потери экономических агентов в размере не менее 2594,6 млрд. рублей.

Общий размер финансирования ПАО Банк «ФК Открытие» на 1.01.2018 составил 836,2 млрд. рублей, из них на докапитализацию предоставлено 456,2 млрд. рублей и на поддержание ликвидности в краткосрочном периоде – 380 млрд. рублей. Потенциальный объем потерь экономических агентов оценивался около 1,1 трлн. рублей. Таким образом, эффективность операции по финансовому оздоровлению признана удовлетворительной.

См. также

Комментарии

Примечания

  1. Полякова Ю. Санации обрисовали новый механизм // Коммерсантъ. - 2017. - 24 апреля (№ 71 ).
  2. Терченко Э. Управлять фондом банковских санаций будет выходец из структур группы «Бин» Алексей Кузнецов // Ведомости. - 2017. - 18 июля.
  3. Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств . ФНС России (2017).
  4. Расчет собственных средств «УК ФКБС» . УК ФКБС (2017).
  5. Владимир Путин подписал закон о создании фонда консолидации банковского сектора // Коммерсантъ. - 2017. - 2 мая.
  6. Борисяк Д., Воронова Т. ЦБ нашел, кому доверить санации банков // Ведомости. - 2017. - 19 мая.
  7. О мерах по повышению финансовой устойчивости ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» . Пресс-служба Банка России (29 августа 2017 года).
  8. О реализации мер по повышению финансовой устойчивости ПАО Банк «ФК Открытие» . Пресс-служба Банка России (29 ноября 2017 года).
  9. Дарья Борисяк . ЦБ вольет в капитал Бинбанка 57 млрд рублей , Ведомости (6 марта 2018).
  10. Павел Еськов . Объединение Бинбанка и «Открытия» произойдет в январе 2019 года , Финансовая газета (7 сентября 2018).
  11. О мерах по повышению финансовой устойчивости ПАО «БИНБАНК» и АО «РОСТ БАНК» . Пресс-служба Банка России (21 сентября 2017 года).
  12. О реализации мер по повышению финансовой устойчивости ПАО «БИНБАНК»
  13. О реализации мер по повышению финансовой устойчивости ПАО «Промсвязьбанк» . Пресс-служба Банка России (15 декабря 2017 года).
  14. Юлия Полякова . Промсвязьбанк поставят на оборонку , Коммерсантъ (18 января 2018).
  15. О мерах по финансовому оздоровлению . Агентство по страхованию вкладов (28 октября 2015).
  16. О дополнительных мерах по финансовому оздоровлению . Агентство по страхованию вкладов (9 марта 2015).
  17. О дальнейших мерах по финансовому оздоровлению . Агентство по страхованию вкладов (20 февраля 2017).