Федеральные налоги классификация. Классификация налогов

Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами их систематизации и сопоставления. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания, распределения налогов по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально, еще в XVII в., был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя». Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - С. 59.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные виды классификации налогов:

– по способу взимания налогов;

– по органу, который устанавливает налоги;

– по целевой направленности введения налога;

– по субъекту-налогоплательщику;

– по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

– по порядку ведения бухучета;

– по срокам уплаты.

1. Классификация по способу взимания налогов:

– прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

– косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги;

– пошлины и сборы.

Классификация по способу взимания налогов в экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, она получила широкое распространение. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три разряда:

– прямые налоги;

– косвенные налоги;

– пошлины и сборы. Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - С. 60.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными -- налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налоги на имущество юридических и физических лиц, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. Понятие «акциз» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), налоги с продаж, импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы. Лыкова Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - С. 61.

2. Классификация в зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

– федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

– региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;

– местные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

3. Классификация по целевой направленности введения налогов:

– общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

– целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. Классификация по субъекту-налогоплательщику.

– налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

– налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

– смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог). Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 29.

5. Классификация по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

– закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет;

– регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.

Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в Российской Федерации. Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы:

– федеральные;

– региональные;

– местные.

6. Классификация по характеру отражения в бухгалтерском учете:

– включаемые в себестоимость или цену продукции;

– уменьшающие финансовый результат;

– уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

– удерживаемые из доходов работника.

7. Классификация по срокам уплаты:

– срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

– периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 30.

Системы налогообложения в отдельных странах до сегодняшнего дня отличаются друг от друга. Данное обстоятельство может привести к существенным расхождениям и противоречиям при решении вопросов налогообложения между странами даже в тех случаях, когда при сопоставлении применяется единая методология группировки налогов. Поэтому искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов, что часто имеет место в международных налоговых отношениях.

В практике международных сопоставлений применяется ряд систем налоговой классификации, к которым относятся следующие:

– ОЭСР - организации, объединяющей 24 промышленно развитые страны;

– Международного валютного фонда (МВФ);

– Системы национальных счетов (СНС);

– Европейской системы экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС).

Классификация ОЭСР является наиболее подробной и в то же время самой простой. В зависимости от объекта налогообложения каждый налог имеет свой кодовый номер и отнесен к определенной группе и подгруппе. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 31.

Классификация Международного валютного фонда (МВФ) схожа с классификацией ОЭСР. Для обеих классификаций общими являются принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов. Однако классификация МВФ, по сравнению с классификацией ОЭСР, менее подробная и имеет ряд других несущественных различий.

От классификаций ОЭСР и МВФ существенно отличается классификация по Системе национальных счетов (СНС) и классификация по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). Отличие заключается в том, что СНС использует подход, схожий с традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы. ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.

Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлению данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов. Петров М. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - С. 32. Преимущество системы ОЭСР по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) делает группы «прочих налогов» и «других налогов и сборов» самыми малочисленными, при том, что сгруппированные в разделы и подразделы, налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

Таким образом, налоги в общепринятом понимании представляют собой не что иное, как обязательные платежи, устанавливаемые государством и регулярно взимаемые им с граждан и юридических лиц. В более конкретном смысле понятие налога включает в себя еще и различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами. Все налоги, взимаемые с граждан и юридических лиц разделяют на прямые и косвенные.

налог финансовый материальный политика

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин - таксономия. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:

  • по способу взимания;
  • уровню управления;
  • субъекту уплаты;
  • объекту обложения;
  • принадлежности к звеньям бюджетной системы;
  • назначению;
  • срокам уплаты.

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, в современном понимании - прямые и косвенные . К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым - налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности.

Один из первых ученых, стоящих у истоков налоговой науки, был У. Петти, сторонник косвенного налогообложения и приводивший доводы в пользу акцизов.

Генеральный контролер (министр) финансов Франции А. Тюрго, возражая против косвенных налогов, отмечал, что они нарушают свободу, правильный ход потребления, увеличивают издержки государства и дают преимущества иностранцам на внутреннем рынке.

Прямыми налогами, утверждал А. Вагнер, называются те, где, согласно предположению или желанию законодателя, плательщик налога является носителем его, где, следовательно, переложение налогов не предполагается и еще менее является желанием законодателя, иногда даже запрещено и наказуемо. Напротив, косвенные - это налоги, где плательщик предположительно не является носителем налогов или даже намеренно не должен им быть, а законодатель желает переложение на других, даже приказывает произвести его налогообложение.

К. Маркс рекомендовал полную отмену косвенных налогов и общую замену их прямыми налогами. Косвенные налоги повышают цены на товары, так как торговцы прибавляют к этим ценам не только сумму косвенных налогов, но и процент на прибыль и капитал, авансированный на их уплату.

СЮ. Витте выделял большую равномерность прямых налогов по сравнению с косвенными, так как прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежной способностью граждан. В итоге Витте делал вывод о том, что финансовая система любой страны должна базироваться на оптимальном сочетании прямых и косвенных налогов.

Эволюция налоговой системы свидетельствует об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и в соотношении между ними, которое менялось на различных этапах развития общества. В XIX - начале XX вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х годов XX в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.

В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды:

  • универсальные;
  • индивидуальные;
  • фискальные монопольные;
  • таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы и услуги. Классическими примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж. Индивидуальным косвенным налогом является акциз.

Фискальные монопольные налоги - это косвенные налоги на товары, производство или реализацию которых монополизировано государством. Этот вид налога возник из регалии, т.е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером фискальной монополии может служить винная монополия в России. По закону от 6 июля 1894 г. выделка спирта была сохранена за частными винокуренными заводами. Спирт-сырец поступал государству, которое перерабатывало сырец и само занималось реализацией спиртных напитков.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные достаточно условное, при этом деление производится на основе принципа переложения налогов.

В бюджетной политике государства наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов управления по установлению налогов и управлению налоговыми платежами.

В Российской Федерации состав федеральных, региональных и местных налогов за период с 1992 по 2005 гг. неоднократно изменялся.

По уровню управления согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (табл. 1.1).

Федеральные налоги устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Региональные и местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы местного самоуправления могут определять следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и основания для их использования.

Объект обложения большинства федеральных налогов с организаций связан с операциями по реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации. В статье 39 НК РФ даются подходы к определению операций реализации.

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, выполнение одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому. Кроме того, реализацией в некоторых случаях считается оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Помимо общей (традиционной) системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

Группировка налогов по объекту обложения также встречается в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия, ресурсы.

По назначению использования налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:

  • закрепленные - налоги непосредственно поступают в определенный бюджет (например, НДС поступает в федеральный бюджет в размере 100%, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
  • регулирующие - налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством в различные бюджеты в определенной пропорции (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сбалансированности. Регулирующую роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги.

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:

  • налоги с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организаций);
  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
  • смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог). Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По степени периодичности уплаты :

  • разовые;
  • периодично-календарные, которые подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.

По источнику, к которому относятся налоги:

  • относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);
  • включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
  • относимые на финансовые результаты на дебет счета 90 (налог на имущество организаций);
  • на прибыль и за счет прибыли (налог на прибыль).

В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

В статьях 13-15 НК приведена следующая классификация налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых.
  7. водный налог;
  8. сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
  2. упрощенная система налогообложения (УСН);
  3. система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.

К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи, уплата которых контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Согласно НК РФ существует одна классификация налогов,

которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

  • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный прибыль организаций, и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
  • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
  • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов на имущество физических лиц, на рекламу).

Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и акцизы, таможенные и земельный, налог с владельца транспортного средства)

Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

  • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).
  • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
  • Пошлины и сборы

Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на прибыль организации).

В зависимости от целей использования имеют значение следующие виды налогов и их классификация:

  • общие (абстрактные)
  • целевые (специальные).

Общие перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

Классификация налогов в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того, на практике учитывают налоги, которые удерживают с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

По объекту налогообложения разграничивают налог:

  • на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
  • на имущество,
  • на определенный вид деятельности.

Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты.

Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
1) налоги с организаций - обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплателыциковорганизаций,в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др. 2) налоги с физических лиц - обязательные платежи, взимаемые синдивидуальных налогоплательщиков - физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
3) общие налоги для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационноправового статуса. Наличие общихналогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
2. В зависимости от формы обложения:
1) прямые (подоходноимущественные) - налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:
личные - налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);
реальные - налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается.Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, земельный налог);
2) косвенные (на потребление) - налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при косвенном налогообложенииформальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным же плательщиком налогаявляется потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).
3. По территориальному уровню :
1) федеральные налоги - устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти - Государственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, единый социальный налог, водный налог, акцизы);
2) налоги субъектов РФ - налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортныйналог, налог на игорный бизнес);
3) местные налоги - налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
4. В зависимости от канала поступления:
1) государственные - налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
2) местные - налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
3) пропорциональные - налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
4) внебюджетные - налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
5. В зависимости от характера использования:
1) налоги общего значения, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расхо
дуются; таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
2) целевые налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретноопределенных мероприятий (например, земельный налог).
6. В зависимости от периодичности взимания:
1) разовые - налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход);
2) регулярные налоги - взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
5.Налоговая система.Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения.


Налоговая система - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методових взимания. Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Законодательство о налогах и сборах состоит из :

Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);

Законодательства субъектов РФ о налогах и сборах (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налого­вым кодексом);

Нормативных правовых актов органов местного само­управления о местных налогах и сборах, принятых пред­ставительными органами местного самоуправления в соот­ветствии с Налоговым кодексом.

Нормативные акты иного уровня в категорию законода­тельства о налогах и сборах не входят.

Определение несоответствия актов налогового законодательства Налоговому кодексу. Норматив­ный правовой акт о налогах и сборах признается не соот­ветствующим кодексу, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

Издан органом, не имеющим права издавать подобно­го рода акты, либо с нарушением установленного порядка издания;

Отменяет или ограничивает установленные кодексом права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налого­вых агентов, их представителей либо полномочия налого­вых органов, таможенных органов, органов государствен­ных внебюджетных фондов;

Изменяет определенные кодексом обязанности участ­ников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обя­занности которых установлены Налоговым кодексом;

Запрещает разрешенные кодексом действия налого­плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей и др.

Принципы налогообложения в РФ таковы :

1) принцип справедливости;

2) принцип простоты – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

3) принцип установления налогов – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренныеНК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

4) принцип установления уровня налоговой ставки с учетом фактической способности уплаты налога налогоплательщиком;

5) принцип всеобщности и равенства налогообложения – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

6) принцип однократности налогообложения, недопустимости многократного налогообложения;

7) принцип понятности, удобства системы взимания налогов – налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

8) принцип гибкости налоговой системы к изменениям экономической и социально-политической обстановки;

9) принцип обеспечения наиболее рационального перераспределения внутреннего продукта;

10) принцип недопустимости нарушения единого экономического пространства РФ. Не допускается прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной экономической деятельности физических лиц и организаций.